Семья - основа основ в формировании личности ребенка.
статья на тему

Пескова Вера Сергеевна


 

1.      Семья как персональная микросреда развития ребенка

2.      Формы общения педагога с родителями в ДОУ

3.      Негативные факторы воспитания детей в семье

4.      Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье

 

Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. Продуманная воспитательная домашняя среда – это богатейшая основа для развития чувств, мыслей, поведения ребенка.

Семья для дошкольника –первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на ребенка остальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности.  В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.

Существуют, конечно, и  еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию.  «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»

(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)

__________________________________________________________________________________________

Семья - основа основ в формировании личности ребенка

Сообщение

Подготовила

старший воспитатель

МБДОУ детский сад №42

города Белово

Пескова Вера Сергеевна

2012

Содержание

  1. Семья как персональная микросреда развития ребенка
  2. Формы общения педагога с родителями в ДОУ
  3. Негативные факторы воспитания детей в семье
  4. Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье

Семья как персональная микросреда развития ребенка

Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. Продуманная воспитательная домашняя среда – это богатейшая основа для развития чувств, мыслей, поведения ребенка.

Семья для дошкольника –первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на ребенка остальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности.  В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.

Существуют, конечно, и  еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию.  «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.  
И,  наконец,  прививает духовные ценности, в которые входят – вера,  правила поведения человека в обществе,  уважение к окружающим его людям и т.п.

Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель)  разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет.  Воспитательный процесс происходит каждую секунду,  каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко: «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги,  готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь,  манеры,  ваш стиль в одежде, способы общения  с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно  их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь о том,  или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки - воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведения. 
Помимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и малейшую перемену в вашем настроении  ребенок,  чувствует с полной силой.
 
Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребенка – распитие спиртных напитков при нем, курение, не цензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение.
 
Если в ваших отношения с супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, то и ребенку не чего будет взять и вынести из своей школы семейной жизни. Если в ваших отношениях  с ребенком не будет того же самого, то не удивляйтесь, что  в вашей семье вырос трудный ребенок.

Вся жизнь в семье – это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации – как вы его кормите, как вы его укладываете спать, как вы его будите, как провожаете в детский садик, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу. Как проводите время дома.  Так же не менее важен и словесный контакт – общайтесь с ребенком с пеленок, рассказывайте ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Наши пра-пра-пра-пра…бабушки пели повествовательные песни, без рифмы, где просто перечислялось кто и что делает, кто за что отвечает, что происходит в данный момент, именно для знакомства малыша с миром, с социумом и т.д. когда ребенок подрастет, не ленитесь спрашивать у него о каждой минуте его времяпровождения без вас – как он провел его в детском саду, школе. Как и что кушал, как спал, что делал, как себя вел. Кто и что ему сказал и многое другое. Ребенок с радостью поддержит разговор с вами. И будет рассказывать вам целые истории о том, как они нашли Божью коровку и как отпустили ее на небо, о том, как пролил на себя компот, а сосед его смеялся…
       Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
 

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
       Самое главное в этом – не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие,  поступок. 
Не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. 

Помните - Вы - первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада получения навыков поведения в коллективе, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, в том числе через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Одним из условий формирования педагогических ценностей семьи и обеспечения полноценного развития ребенка является взаимодействие педагогов ДОУ с семьей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение. В свою очередь, педагогам нужно рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям грамотно организовать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы.

В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Негативные факторы воспитания детей в семье

Благоприятной социальной средой считается та, где идеи и ценности направлены на развитие творческой и инициативной личности. Социальные факторы в значительной степени определяют развитие ребёнка.

Особое место среди социальных факторов занимает воспитание. Оно и является источником формирования конкретных качеств личности и способностей. Воспитание оказывает влияние на качества личности, данные природой, внося в них новое содержание и адаптируя к конкретным социальным условиям.

Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает домашняя среда. Семья определяет интересы, потребности, взгляды и ценности человека, семья создаёт определённые условия для развития задатков, в семье закладываются нравственные, моральные и социальные качества личности. Социальная и домашняя среда способны оказывать и негативное воздействие: скандалы, грубость, невежество.

Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

- уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

- способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Таким образом, семья выступает в качестве персонального микромира ребенка, в котором он растет и воспитывается.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 
       Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление распространенное. Воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

Родителей необходимо обучать культуре семейного воспитания и умению выработать собственный неповторимый стиль родительского воспитания. Чем более  родители будут ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, будут понимать и чувствовать, чего хочет ребенок, чем больше они будут уделять ему внимания, а также более четко описывать свои требования, сдерживать обещания, тем более психологически благополучен будет ребенок.

        

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье

                       I Несколько простых правил семейного воспитания

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

 Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

 Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

                                                   II Рекомендации родителям:

  1. Научитесь любить своего ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы ребенок был таким, каким его хотят видеть они, не задумываясь над тем, что ему этого может совсем не хотеться. Каждый ребенок имеет право быть самим собой, хочется этого родителям или нет. Но принятие не означает одобрения, есть такие вещи, которые одобрить нельзя, к примеру, проявления жестокости, презрения к людям и т.д.

  1. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Поэтому взрослые, которые хотят передать детям свои представления о духовности, нравственных ценностях, законах общения с другими людьми должны понимать, что главное – это личный пример. Подавайте хороший пример, так как ребенок всему учится, прежде всего, у родителей. И если вы, к примеру, хотите ему показать, что насилие недопустимо для разрешения конфликта, сами воздерживайтесь от физических наказаний и любого насилия.

  1. Использование самых лучших методик воспитания ничего не даст, если нет любви, честности, терпения и понимания. Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно, то, скорее всего он заметит несоответствие между нашими словами и делом. В психологии есть такой термин: “незаметное воспитание” - это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Психологи заявляют: “Слова не воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже”. Отсюда вывод: детям надо показывать, как жить, а не рассказывать и тем более читать мораль.

  1. Уважайте своего ребенка. Каждый человек, независимо от того, какие качества характера ему присущи, заслуживает уважения. Дети заслуживают не меньшего уважения, чем взрослые, а может быть, даже большего, ведь взрослый человек более-менее психологически защищен от разного рода проявлений неуважения, чего нельзя сказать о детях.

  1. Не относитесь слишком серьезно к процессу воспитания и своей роли в нем. Не должно быть воспитания только ради воспитания. Одна крайность – это не обращать внимания на воспитание своих детей. Другая – заниматься только этим и ничем больше. В идеале должна быть середина – уделять необходимое внимание воспитанию, но и не забывать о себе.

  1. Предоставляя ребенку свободу в развитии, оставайтесь требовательными, но не к результату того, что делает ребенок, а к процессу.

  1. Не допускайте разногласий в семье по соблюдению правил. Оба родителя должны требовать от ребенка одного и того же. Не допускать выяснения отношений в присутствии ребенка.

  1. Уважайте своего ребенка. Воспитание – это не требование неукоснительно выполнять все установленные вами правила. Они имеют право на свое мнение.

III Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

о Принимать активное участие в жизни семьи;
 

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
 

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
 

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
 

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
 

о Уважать право ребенка на собственное мнение;
 

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
 

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"

В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....

Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...

"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"

Посвящено проблемам воспитания и обучения  ребенка в соответствии с его полом....

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Статья Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка

Родительские установки, стили воспитанияСтили родительского воспитания: демократический и контролирующий. Стили семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая  гиперпротекция, потворствующая г...

Воспитание патриотизма у дошкольников – как основа формирования личности ребенка и гражданина своей страны.

laquo;Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее ...