Статья Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка
статья

Родительские установки, стили воспитания

Стили родительского воспитания: демократический и контролирующий. Стили семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая  гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Семейное воспитание как фактор, влияющий на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте. Влияние стиля семейных отношений на воспитание успешного ребенка. Семейное воспитание: проблемы и особенности. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родительские установки определяют суть детско-родительских отношений. Восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним определяют родительские установки.

Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка

Признаки благоприятного психологического климата в семье. Характерные особенности неблагоприятного психологического климата в семье. Психологическое здоровье семьи, его роль в развитии ребенка. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка. Специфика родительских установок в семьях разных социальных категорий.

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительские установки, стили воспитания

Стили  родительского воспитания:  демократический и контролирующий. Стили семейного воспитания:  гипопротекция,  доминирующая  гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Семейное воспитание как фактор, влияющий на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте. Влияние стиля семейных отношений на воспитание успешного ребенка. Семейное воспитание: проблемы и особенности. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родительские установки определяют суть детско-родительских отношений. Восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним определяют родительские установки.

В педагогической литературе выделяют следующие стили родительского воспитания:

  • демократический
  • контролирующий.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем общения между членами семьи, родители позволяют детям участвовать в обсуждении семейных проблем, учитывают их мнения. Данный стиль определяется готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, формируют самостоятельную деятельность ребенка.        Контролирующий стиль  определяет значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением, что в большинстве случаев доходит до безнадзорности детей. Недостаточное внимание и забота к физическому и духовному благополучию ребенка, его делам, интересам, тревогам. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать потребность в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция предполагает обостренное внимание и заботу о ребенке. Для данного стиля семейного воспитание характерен мелочный контроль, сопровождающийся обилием ограничений и запретов, что непосредственно усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. При данном стиле воспитания успешная социализация ребенка невозможна.

3. Потворствующая гиперпротекция. При данном стиле воспитание происходит по типу «кумир семьи». Происходит потакание всем желаниям ребенка, реализуется чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

4. Эмоциональное отвержение прослеживается в  игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. При таком стиле присутствуют ощущения родителей, что ребенок не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

5. Повышенная моральная ответственность характеризуется возложением на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Позиция ребенка в семье зависит от возраста. Родители в любой период являются  для ребенка примером для подражания.

Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка

Признаки благоприятного психологического климата в семье. Характерные особенности неблагоприятного психологического климата в семье. Психологическое здоровье семьи, его роль в развитии ребенка. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка. Специфика родительских установок в семьях разных социальных категорий.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

    Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

  • сплочённость всех членов семьи;
  • возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;
  • чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости;
  • гордость за принадлежность к своей семье;
  • ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является её состав, так в неполных семьях с детьми чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений на окружающих людей, товарищей, учителей. Если в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо-эмоциональной сферы или ребенка, что может привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Список научных статей для самостоятельного изучения:

  1. Егизарьянц Марина Николаевна, Мякиньких Алина Андреевна Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы педагогики. 2019. №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya  (дата обращения: 28.01.2021).
  2. Взаимодействие с родителями в организациях дополнительного образования детей: опыт выстраивания оптимальных взаимоотношений https://urok.1sept.ru/articles/674241 
  3. Савинков Станислав Николаевич Кризис современной семьи: история, тенденции, перспективы // Высшее образование сегодня. 2017. №8.