Народные традиции, обычаи и их роль в формировании личности ребенка.
проект на тему

Билетова Анастасия Юрьевна

Народные традиции,обычаи и их роль в формировании личности ребенка.

 

 

 

Современное общество на данном этапе осознает фольклор ,как значительный фактор духовности,преемственности поколений,приобщение к национальным жизненным истокам.Изучение фольклорного наследия своевременно уже в детском саду,так как на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества,развивает художественно-образное,ассоциативное мышление,фантазию,позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной истории и культуре,к родному дому и семье, созданной трудами родных и близких людей,тех,кого зовут соотечественниками.

Ценность народного искусства определяется еще и тем,что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности,и это воздействие носит естественный ненасильственный характер.В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития,и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей ,и поэтому на основе выделения элементов народного искусства,цветового строя ,композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть,воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.

И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение традициям, обычаям,искусству народов,проживающих в Адыгее. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает тадиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством, использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь, подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети и их родители.

Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться. Чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование «Русские  пряники» и лепка «Рождественский  пряник». Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник(или иллюстрация), иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).

Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается,если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров.а после ознакомления с ними учатся составлять узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство  положено в основу различных видов художественно- творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Именно поэтому целью нашей работы является:

 - раскрыть значение фольклора как средство воспитания патриотических и нравственных качеств детей; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

В процессе достижения этой цели мы стараемся выполнить следующие задачи:

1.      Формирование нравственности , уважения и бережного отношения к традициям предков.

2.       Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.

3.       Формировать навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4.       Способствовать развитию нравственно- патриотических чувств путем знакомства с русским музыкальным фольклором.

5.       Прививать уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за ее сохранение.

6.       Способствовать развитию физических качеств через народную игру,как национального богатства русскго народа.

 

                              Учебно-дидактическое обеспечение :

1.      Проведение занятий.

2.       Проведение праздников, развлечений «Русские узоры», «Русская горница».

3.      Дидактические игры.

4.       Проведение диагностики.

5.      Экскурсиии.

                             Работа с воспитателями.

Успеха в формировании  личности ребенка можно достигнуть , если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут достигнуты детьми дошкольного возраста;то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости . Это:

- организация выставок и экскурсий «Обычаи народов России»;

- подготовка и  проведение праздников и развлечений « У нас такой обычай», «Масленица», «Рождество приходит…» и др.;

- дни открытых дверей;

- совместная работа с семьей;

- организация игровой деятельности и создание игротеки на основе народных игр.

                                       Ожидаемый результат.

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверенны в том, что сумеем:

·         Более содержательнее познакомить детей с традициями и бытом народов России;

·         Воспитать у детей зачатки гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

·         Раскрыть смысл понятия «Наши традиции»;

·         Воспитать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев разных национальностей;

·         Способствовать формированию чувств гордости за свой народ;

·         Научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям народностей , проживающих в России;

·         Воспитать гражданина своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Лепка на тему «Рождественский пряник».

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать  интерес к народным традициям.

Зрительный ряд:

·         Таблицы «Фигурные пряники», таблицы с элементами росписи;

·         Фотоматериалы «Современные пряники»; натуральные тульские пряники, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.

Материалы: соленое тесто: коричневого( какао ), желтого, розового, зеленого, белого цветов, шаблоны, стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Словарная работа: вырубные и печатные пряники.

Ход деятельности:

Ребята, скажите, пожалуйста 7 января- это что за праздник?( Ответы детей). Да, конечно же, это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? (Ответы детей).

А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – «козулями». Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносили радость и поднимали настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.

Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это –вырубные, печатные? (Ответы детей).

Печатный пряник делали с помощью доски, кот орая была украшена каким-либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматривание иллюстрации доски) , и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей, птиц и рыб. После того, как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации  как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем «печь» пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот поиграть….сколько пожелаете.

Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.

1.      Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку.

2.      Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.

3.      Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края пряника по контуру, чтоб они стали гладкими.

4.      Теперь необходимо украсить свой пряник сахарной глазурью: налепами цветного теста, предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того, чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

Теперь возьмите понравившийся вам  шаблон и приступайте к работе.В процессе лепки помогаю детям советом, если возникают трудности или ошибки, показываю каким способом преодолеть, исправить их. Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

По окончании  работы проводим анализ работ , отмечаем какие разные, необыные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание «Пряничного умельца».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Декоративное рисование на тему « Русские пряники».

Задачи: Познакомить с пряничным промыслом России, развивать историческую память , повествуя об обычаях и традициях народа, учить украшать фигурку оленя по мотивам архангельских козуль.  Развивать речь, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы ,учить вести беседу, развивать любознательность, ознакомить с новыми словами. Упражнять в рисовании знакомых элементов орнамента: точек, кругов, крестиков, волнистых и ломаных линий; уточнить последовательность украшения формы; развивать воображение, мелкую моторику пальцев и координацию движения рук.

Материал: Пряничные изделия: тульские подарочные пряники, мини-пряники, козули и др.; формочки, пряники из соленого теста, гуашь, кисти, тычки.

Словарная работа: «Грошовики», медовые пряники, печатные и узорные, глазурь, тульский пряник, архангельская козуля, «разгоняя».

Ход деятельности.

На столах выставка пряников.

Воспитатель:  Ребята,сегодня мы с вами побываем на выставке пряников. Но прежде, чем познакомиться с выставкой, давайте вспомним: Как праздник урожая называли в старину?( Ответы детей).

Правильно, Осенины.И этот праздник праздновали , когда заканчивали уборку урожая хлеба с полей. Из свежей муки хозяйки пекли много вкусного,душистого и красивого. Немало пословиц и поговорок существует о хлебе : «Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб-батюшка, хлеб- кормилец, хлеб- всему голова».

А в вашем доме мамы или бабушки пекут хлеб, пироги, булочки?( Ответы детей).

Молодцы! Я так и предполагала, что ваши родственники- настоящие мастера кондитерского дела. Да и вы, скорее всего, не только помогаете им, но и любите покушать сладости!? Издавна на Руси из муки , кроме хлеба пекли различные сладости. Какие вы знаете печеные сладости?

Дети:  Пирожки, пряники, караваи, торты, печенье.

Воспитатель:  А сейчас, как я говорила вам раньше, мы с вами посетим выставку под названием: «Пряники русские».

Издавна ни одно семейное событие или торжество в России не могли обойтись без праздничных пряников. Кто-то их пек сам, кто-то покупал. Ими угощали гостей, дарили в качестве подарка. На ярмарках было большое разнообразие пряников. Среди них «грошовики», выпеченные из простого теста с пряностями и добавлением изюма.

Пряники узорные, печатные, лепные! Печатные пряники делались при помощи печатных досок( воспитатель демонстрирует печатную доску). Эти доски делали из липы, березы или грушевого дерева, вырезая углубленный рисунок( воспитатель показывает пряники с печатным узором). Узорные пряники вырезали из пряничного медового теста, с помощью металических форм. Вырезанные фигурки животных и птиц, затем покрывались глазурью и посыпались сахаром. Глазурь- это густой сахарный сироп, в котором варят фрукты и которым покрывают мучные изделия.

Пряники изготавливали разных размеров: крупные и мелкие. Особым образом украшали свадебные пряники. Ими потчевали жениха и невесту.

Существовал пряник- «разгоня»,он состоял из множества мелких пряников. Его подавали в конце веселья, с веселыми шутками и прибаутками .

Тульский пряник является самым старинным. Около 300-400 лет назад впервые были зафиксированы упоминания о тульском прянике. Эти прянички получили известность во всем мире. Даже на прилавках нашего города Майкопа вы можете увидеть тульский пряник(воспитатель демонстрирует пряничные изделия). Начинка у пряников самая разнообразная : повидло, варенье, вареная сгущенка, джем и др..

А в Архангельской области- свои сладкие, ароматные, расписные, фигурные пряники- козулями называются. «Козуля»-это необычное слово. Его название сохранено с давних времен, так как козел являлся символом плодородия и его считали духом хлеба. Это отразилось и в поговорке: «Где коза бродит, там жито родит; где коза с рогами, там жито стогами». Считалось, что чем больше козуль на празднике, тем больше ожиданий, что природа даст за это хороший урожай. В наше время козули- это фигурки в форме зверюшек ,птичек и человечков из темного теста, украшенные сладкой цветной глазурью.

Существует множество малых фольклорных форм, таких как загадки, поговорки, пословицы о пряниках. Отгадайте одну из загадок:

Стройный,быстрый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день.

Кто это?

Дети:    Олень.  

Воспитатель: В старину охотники называли оленя лесным козлом, фигурки его изображали на прялках, вышивали на полотенцах и одежде.О нем слагали песни и предания. В которых рассказывалось, что копыта у оленя серебряные,рога «краше золота»: недаром ими он освещал все вокруг. Девушки и парни вставали в круг, одного из них выбирали «оленем» и вокруг него водили хоровод и пели.

Давайте, и мы с вами поиграем (проводится физминутка «У оленя дом большой».

Воспитатель: Смотрите, какой красивый короб!А что же там находится, давайте посмотрим? А в коробе лежат пряники, но они нре украшены. Хотите ли вы украсить пряники для выставки?(Ответы детей).

Но сначала,давайте, рассмотрим с вами украшенные козули. Какие знакомые элементы вы увидели на прянике? Что украшено волнистыми линиями- змейками? Чем украшены бока оленя? Шея? Как прорисованы ноги?(Ответы детей).

Вспомним правила, которые нужно соблюдать при украшении пряника. Сначала делаем обводку по контуру белым жгутиком, затем форму украшаем внутри. Рога оленя рисуем змейками, а между ними будут сиять разноцветные огоньки.На боках нарисуем солнце в виде крестиков.

Полоску земли обозначим волнистой линией. Между волнами  - красные ягодки- клюковки. Теперь займите свои места и начнем украшать пряники.

Самостоятельная деятельность детей. Звучит народная музыка. Воспитатель помогает советом, показом.

Воспитатель: Молодцы! Вот вы и украсили каждый свой пряник. Все постарались.

Ребенок: Мы еще не мастера,

Мы пока что учимся.

Если будем мы стараться,

Многому научимся.

Воспитатель: Конечно. конечно! Ну что ж ребята : побывали вы на выставке, украсили пряники, поиграли,  многое узнали. К сожалению, выставку нам нужно покидать, но я вас приглашаю на чаепитие с ароматными пряничками.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narodnye_traditsii_biletova.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

Конспект взаимодействия с родителями в средней группе...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...

Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Старая ...

Статья Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка

Родительские установки, стили воспитанияСтили родительского воспитания: демократический и контролирующий. Стили семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая  гиперпротекция, потворствующая г...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...

Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...