Консультация для родителей "Первые шаги в математику"
материал (средняя группа) по теме

Неверова Алёна Анатольевна

Статья о том, как, занимаясь и играя с детьми среднего возраста, развить у них математические умения и способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_matematiku.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые шаги в математику»

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется
в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх.
Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата.

Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственной деятельности, например, игры из серии «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки  Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели и др.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
— оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
— рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия, свойства, представления.

Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький).
-Геометрические фигуры и  тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный (четырехугольный).
-Логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов стороны больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.
-Связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру — 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось.
-Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести — к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.
-Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно и осязательно-двигательным способом (с выключенным зрением) обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы.
Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения углов, сторон, их количества. 
Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур. Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие красные», «Большие не красные»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Первые шаги в математике"

Автором представлен теоретический материал для родителей младших дошкольников по формированию элементарных математических представлений....

Консультация для родителей: Первые шаги в математику

Материал о том, как помочь ребенку в освоении простой математической деятельности....

Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику"

Формирование  начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный  практический  результат,...

Консультация "Первые шаги в математику"

Актуальность :Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрас...

Консультация для родителей. Первые шаги в математику.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, ш...