Рекомендации для родителей
материал (старшая группа) по теме

Комазенкова Анна Александровна

 

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyvody_i_rekomendacii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выводы и рекомендации для родителей и педагогов

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни  ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир, и, конечно, хорошо учился.

        Будущего школьника необходимо готовить к принятию специфической роли учителя как человека, «который учит». Доверие педагогу, желание сотрудничать с ним и готовность обсуждать с ним результаты своей деятельности и свои учебные трудности – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе.

        Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий: помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под влиянием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематичный характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста

1. Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

        Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе—   одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1) формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2) формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3) формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе хочу учиться» и др.) и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ, «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в  1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные, и познавательные, закладываются  и

активно развиваются уже в ранние периоды детства. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного, лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.

Для формирования собственно учебных мотивов на  ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.

Понимание задачи, поставленной взрослым, формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, вначале в практической деятельности (понимание практической задачи), затем в учебно-игровой и в учебной (понимание учебной задачи). Обучение детей пониманию задач, поставленных взрослым, нужно начинать с практических задач с опорой на наглядный образец.

Ставя перед ребенком задачу, взрослый очень четко должен обозначить:

1) что надо делать (постановка цели), например: «Раскрась домик... Вылепи зайчика... Построй башню...»;

2)как надо делать (задаются способы действий), например: «Раскрашивай штрихами, веди карандаш сверху -вниз, от верхнего края до нижнего...»;

3)что должно получиться (задаются параметры результата), например: «Штрихи должны быть ровныё без просветов, делай их одним движением, не отрывая руку и не выезжая за контур...».

После того как задание выполнено, обязательно вместе с ребенком нужно определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

Для того чтобы задача взрослого стала задачей ребенка и помогала ему управлять своей деятельностью, контролировать действия и правильно самому оценивать полученный результат, необходимо:

— чтобы он вначале повторил задачу, сформулированную взрослым, вслух (в это время взрослый проверяет правильность понимания задачи и поправляет, если есть ошибки и неточности);

— затем повторил для себя — шепотом и «мысленно».

И только после этого можно приступать к выполнению задания. Если возникают ошибки или отклонения от заданных параметров, не нужно торопиться вновь, повторять задачу для ребенка, пусть он вспомнит и сделает это сам. После того как ребенок научится принимать и понимать задачи, поставленные взрослым в практической деятельности, можно переходить к учебным задачам, в которых внимание ребенка обращается на новые способы выполнения действий и необходимость их усвоения, например, переход к штриховке с помощью элементов букв: «Ты уже умеешь раскрашивать прямыми штрихами, а теперь я покажу тебе, как можно раскрашивать по-другому, смотри…». Здесь для ребенка уже важно не раскрасить домик, а научиться раскрашивать новым способом.

Заключение

В последнее время в литературе  уделялось  много  внимания  вопросу  о выделении детей,  не  готовых  к  школьному  обучению  и  имеющих  трудности школьной адаптации  в  1  классе.  И  проблема  эта  по-прежнему  актуальна. Ребенок,  поступая  в  школу,  должен  быть  зрелым  в   физиологическом   и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также  зависит  от его  психологической  зрелости.  Психологическая  готовность  к  обучению  – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения,  а определенный набор, в котором должны присутствовать все  основные  элементы. Учитывая структурно-системную природу школьной готовности, в работе с детьми необходимо использовать комплексные (системные) методы диагностики и развития учебно-важных качеств, которые не только позволяют диагностировать и формировать отдельные качества и свойства, но и обеспечивают целостное развитие ребенка как индивидуальности. Мы подробно остановились на личностно-мотивационном блоке функциональной готовности структуры стартовой готовности детей к обучению в школе. Нами была проведена комплексная диагностика учебно-важных качеств, составляющих структуру личностно-мотивационного блока, благодаря которой была подтверждена озвученная ранее гипотеза о том, что развитие учебно-важных качеств личностно-мотивационного блока в структуре готовности к школьному обучению 6-летних детей находится на среднем уровне. Полученные результаты позволили разработать рекомендации для родителей и педагогов, применимые как в домашних, так и в условиях образовательного учреждения по формированию положительной психологической готовности у 6-летних детей, с учетом разного уровня развития учебно-важных качеств у каждого, отдельно взятого ребенка дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...