Презентация "Детская и подростковая агрессия"
презентация к уроку по теме

Гильмулина Светлана Александровна

 

Агрессия у ребенка – это прежде всего реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия у детей выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи. Детская агрессия? В чем же ее основные причины? Давайте попробуем разобраться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon agressiya_u_detey_i_podrostkov.ppt984 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивный ребенок

Слайд 2

Агрессия Агрессия – это действие, агрессивность – готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. При чем и вербальная и не вербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.п.).

Слайд 3

Виды агрессии (Э.Фромм) Доброкачественная - появилась в момент опасности и наносит оборонительный характер Злокачественная - представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности

Слайд 4

Виды агрессии(А.Басс, А.Дарки)

Слайд 5

Личные причины Неуверенность в собственной безопасности Особенности темперамента Подсознательное ожидание опасности Личный отрицательный опыт Эмоциональная нестабильность Недовольство собой Возрастные кризисы Чувство вины

Слайд 6

Семейные причины Неприятие детей родителями Безразличие или враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей в семье Неуважение к личности ребенка Чрезмерный контроль или отсутствие его Имитация поведения родителей и близких Запрет на физическую активность Отказ в праве на личную свободу

Слайд 7

Ситуативные причины Ситуация новизны Плохое самочувствие, переутомление Влияние продуктов питания Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

Слайд 8

Социально-биологические причины Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах

Слайд 9

Диагностические методы определения причин агрессии Участники Метод, автор Дети Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой (см. Н.В.Клюева, Ю.В.Филипова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль. 2001. с. 7-8). Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля (см. Н.В.Клюева, Ю.В.Филипова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль. 2001. с. 12-16). Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях (см. Н.В.Клюева, Ю.В.Филипова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль. 2001. с. 17-26). Тест «Руки» ( Hand – Test ) Э.Вагнера (см. Л.Ф.Бурлачук; С.М.Морозов Словарь – справочник по психодиагностики. СПб, 1999. с. 292-293). Тест «Сказка» Э.Дюсс (см. Н.В.Клюева, Ю.В.Филипова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль. 2001. с. 72-78). КРС (см. Р.В.Овчарова Справочная книга школьного психолога. М., 1996. с.178). Родители Тест «АСВ» Анкета для выявления эмоционально-личностных проблем детей. Хельбрюгер Т. Тест «Руки» ( Hand – Test ) Педагоги Тест «Руки» ( Hand – Test ) Анкета «Признаки агрессии» (см. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000. Приложение 9). Анкета для воспитателя детского сада (см. Психолог в ДДУ: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. М., 1996. с. 140-142).

Слайд 10

Причины агрессии детей и методы их коррекции Причина Методы коррекции 1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки подвижные игры спортивные эстафеты «минутки радости» между занятиями 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии беседа с родителями направление к психологу наблюдение за поведением ребенка совместное включение в сюжетно – ролевые игры налаживание эмоционального контакта с ребенком 3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) -//- 4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье беседа с родителями направление к психологу 5. Косвенностимулируемая агрессия (СМИ, игрушки) препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок аретопсихотерапия ненавязчивое разъяснение поступков действующих лиц давать способы и образцы миролюбивых способов общения обсуждать книги, предусмотренные программой перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ 6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение обучение приемам саморасслабления разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Слайд 11

Симптомы неблагополучия Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Слайд 12

Поведенческие легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Слайд 13

Физические страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Слайд 14

Рекомендации по общению с агрессивным ребенком Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Слайд 15

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Слайд 16

3. Контроль над собственными негативными эмоциями . Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд 17

4. Снижение напряжения ситуации не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу"); не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей; не использовать физическую силу; не втягивать в конфликт посторонних людей; не настаивать на своей правоте; не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу .

Слайд 18

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

Слайд 19

6. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками .

Слайд 20

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

Слайд 21

8. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”. изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Слайд 22

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

Слайд 23

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.

Слайд 25

Подростковый возраст Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами: - проявлять открыто , получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством; - прятать и подавлять , становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза , либо психосоматического заболевания .

Слайд 26

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков: 1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности. 2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п. 3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.

Слайд 27

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами. А. Эмоциональное отвержение. Б. Ужесточение контроля. Подросток попадает в порочный круг:

Слайд 28

Некоторые правила общения с агрессивными подростками Агрессивные подростки часто бывают вооружены. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. Обсуждайте поведение только после успокоения. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному. Пусть за что-то отвечает в школе. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны . Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Свое плохое настроение не разряжать на нем. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Слайд 29

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто? Мальчики: А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Слайд 30

Девочки А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

Слайд 31

Методы исследования и диагностики агрессии в условиях школы Наиболее приемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности школьника являются методы наблюдения, экспертных оценок и анкетирования. Метод наблюдения является ведущим. При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М.Алворд и П.Бейкер.

Слайд 32

анкету для педагогов, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(1992) Вербальные методы предполагают использование анкет, опросников, личностных тестов. Среди последних наиболее популярен тест враждебности Басса – Дарки, Фрейбургская анкета. Тест склонности к риску Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс) «Шкала враждебности» Кука-Медлей

Слайд 33

Опросник Спилбергера по оценке агрессии. Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Среди проективных методов наиболее популярны ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга, несуществующее животное, тест руки Вагнера, вербальный фрустрационный тест Л.Собчик.

Слайд 34

Основные подходы к коррекции агрессивного поведения. Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации.

Слайд 35

Спасибо за внимание! Автор: Гильмулина С.А. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №115»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте».

Информация для родителей для успешного прохождения и оптимизации на разных этапах  развития самостоятельности у подростков....

Влияние семейных отношений на проявление агрессивности в младшем подростковом возрасте

Данная статья посвящена проблеме влияния семьи на  проявление  агрессивности в младшем подростковом возрасте. В данной статье изучаются факторы, влияющие на развитие агрессивности в младшем ...

Формирование культуры и искусства подросткового поколения.

Забота о воспитании социально личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Опираясь на Федер...

Проблемы подросткового возраста.

Чем старше становятся наши дети, тем больше они радуют нас своими достижениями и маленькими победами....

Причины детско-подростковой агрессии.

Причины, берущие свое начало из семьи, в которой растет и развивается ребенок, могут стать поводом для агрессивных проявлений с его стороны: ·         Унын...

Детская и подростковая агрессия

Время от времени любой ребенок ведет себя агрессивно или страдает от действий...