Главные вкладки

    "Детское экспериментирование"
    статья по теме

    Cтяжкина Наталия Юрьевна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchite_detey_delat_otkrytiya.docx104.57 КБ

    Предварительный просмотр:

      

    Учить ли детей делать открытия? 

    Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.

       Начальной точкой для разговора становится детский вопрос, на который ребёнок пытается ответить самостоятельно, выдвигает свои гипотезы. Взрослый лишь помогает ребёнку обсудить его варианты и проверить предложения на основе опыта. В результате ребёнок как бы «переоткрывает» для себя знания, которые когда-то получены человечеством.

       Главное - научить детей делать открытия. Перед нами стоит задача – сформировать у них особые познавательные способности.

       Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи.

       В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

       Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

       Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.

       Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

       Ценностью реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.

       Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.

       Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.

       Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

       Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

    Уважаемые родители, вы можете провести с детьми эксперименты:

    1.    Измерение длины стола, ковра с помощью различных систем мер: локтей, ладоней, пальцев.

    2.    Пользуясь линейкой, измерить длину ладони, пальцев руки, книги.       Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы.       Узнать вес яблока или кубика, используя весы.       Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместиться в сосуд объёмом 500мл.

    3.    Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить .

    4.    Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд: кто держал его в рукавичках или голых руках.       На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.

    5.    В ванночку с водой опускать различные по весу предметы.           В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца.       Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.

    6.    Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.       Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки.       Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.

    7.    Рассмотреть, взвесить предметы из ластмассы.        Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные).        Пропустить воду через песок и глину.       Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.

    8.    Измерить температуру горячей и холодной воды.       Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения.

    9.    Рассматривание линзы, наблюдение за изменением размера предметов и изображений через линзу.

    10.  «Радужная плёнка». Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду.  Наблюдать за поверхностью воды.

    11. Закрыть уши руками, ватными тампончиками  и прослушать разные звуки.

    12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.

    13. Потереть воздушный шарик о волосы.   «Электрическая расчёска». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги. Нарезать на бумаге длинные, тонкие полоски, оставляя край нетронутым. Быстро расчесаться. Приблизить расчёску к бумажным полоскам. Но не касаться их.

    14. Рассмотреть устройство электрических приборов (имеют кнопку включения, штепсельную вилку, которая вставляется в розетку).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

    Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

    Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с др...

    Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

    «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

    Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

    Доклад «ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

    Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

    СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

    Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...