Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»
статья (средняя группа) по теме

«Жили, были…», «В некотором царстве…» –  начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок взрослеет и становится все старше, и все больше сказок сопровождает его в пути, и каждая делится с ним своей историей – учит, развлекает и утешает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_vtoraya._rol_skazki_v_vospitanii_rebenka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»

«Жили, были…», «В некотором царстве…» –  начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок взрослеет и становится все старше, и все больше сказок сопровождает его в пути, и каждая делится с ним своей историей – учит, развлекает и утешает. А когда сказки поделятся с ребенком всем, что знают сами – он становится взрослым, и приходит время расстаться. Сказки желают ему доброго пути, просят не забывать их и все чему они его научили, а потом долго-долго смотрят, как повзрослевший ребенок идет по дороге своей жизни, и машут вслед рукой. Но он так и не оглядывается…

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй.

Сказка первый ориентир, по которому ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но тем не менее точно и прямо ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Что добро, что зло, без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим, значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно и выгодно, ведь положительного героя всегда ждет награда – полцарства, царевна или, на худой конец, сладкий пряник. Но сказки вовсе не приучают ребенка к мысли, что хорошим

быть легко и ему все достается просто так. Любую награду надо заслужить. У положительных героев в сказке, кстати, вовсе не легкая жизнь, они все время преодолевают трудности, кого-то спасают, что-то разыскивают. Но при этом всегда добиваются успеха.

Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, невзирая на трудности. Недаром в сказках всегда присутствует магическое число «3» – три раза надо закинуть невод, у Змея-Горыныча срубить три головы, даже свистнуть или топнуть приходится не менее трех раз. Сказка мягко и ненавязчиво приучает ребенка к мысли, что в жизни даром ничего не дается.

Но и добиваться успеха тоже надо уметь, так чтобы не навредить ни себе, ни другим. И сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Недаром в сказках всегда осуждается непомерная гордыня, глупость, неумение строить с другими, причем не только людьми, но и животными и предметами, хорошие, уважительные отношения. Опять же прямая и разумная линия: будешь плохим – останешься со своими бедами один на один, да еще врагов себе наживешь на ровном месте, а у хорошего человека в трудную минуту всегда найдутся друзья, готовые ему помочь. Ведь старушка, которой ты поднес корзину, может оказаться доброй волшебницей, а разбитый глиняный горшок – заколдованным.

Вообще сказки щедро делятся с ребенком надеждой и оптимизмом. Какие бы трудности не стояли перед сказочными героями, они их обязательно преодолеют своим трудолюбием, добротой, щедростью и умом. Самые страшные приключения в конце концов венчает пир на весь мир или веселая свадьба.

С детства сказки зажигают в нашей душе веру, что зло будет наказано, справедливость восторжествует, а добро победит. При этом не стоит думать, что сказка с ее верой в лучшее, уводит ребенка от суровых реалий жизни, приучая его к чрезмерной мечтательности и пустым надеждам на обязательный хороший конец истории. Вовсе нет. Сказка умеет пугать и учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко всем сложным жизненным ситуациям. Инструмент тем ценней, что все сказочные приемы отработаны веками и проверены не на одном поколении.

Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. «Колобок» это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. А печальный пример семи козлят, которых научили не открывать дверь кому попало? В сказке, как и в жизни, есть место и обману, и предательству, и жестокости. Другое дело, что мудрая великая учительница – сказка не запугивает ребенка своими историями до панического страха перед жизнью, а учит с этим неизбежным злом жить, избегать его и бороться с ним.

Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой. Детские сны можно придумывать. Заранее, перед сном, вместе с ребенком придумайте ему чудесный сон на ночь, а утром попросите рассказать, а еще лучше нарисовать то, что ребенок увидел во сне. Рисунок с хорошим сном повесьте над кроватью, а рисунок с плохим, порвите и выбросьте, пообещав, что этот сон малышу больше не приснится.

Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок – расскажу историю пострашнее, напугаю других и сам буду меньше бояться. Таким образом, дети интуитивно, наивно, но правильно находят самый простой и естественный способ вытеснить маленьким страхом страх большой.

 Разыгрывание сказок многое может рассказать взрослому о ребенке. Ведь сказка – это детская территория, он легко чувствует себя здесь и раскрывает свое «Я» свободно. Например, в жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых, не умеет, а во-вторых, ему даже в голову не приходит, что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен, и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

Сказка – это путь к взаимопониманию. Принимайте активное участие в «сказочной» жизни вашего ребенка: почитайте вместе с ним сказку, посмотрите мультфильм. У вас будет возможность внимательно и ненавязчиво проследить за его реакцией, а потом вместе с ребенком обсудить услышанное и увиденное. Узнайте, какая сказка и какой сказочный герой у него самые любимые и почему, так вы сможете лучше узнать и понять своего ребенка. Возможно, вас ждет интересное открытие – ваш малыш выбрал своим примером для подражания отрицательного героя. И все проблемы в поведении, с которыми вы боретесь изо дня в день, проистекают именно из этой любви. Но не спешите читать ребенку морали и нравоучения. Поговорите с ним, выясните, что так привлекло его в отрицательных сторонах характера сказочного героя.

Станьте сказочником вместе с ребенком. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные!