Статья по теме: Роль сказки в воспитании ребенка.
статья (средняя группа) по теме

Васяк Анна Александровна

Знакомство человека со сказкй начинается с первых лет его жизни. И тогда же , в детстве, прививается любовь к роднму слову. Слушая русские народные сказки,маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщаетя к народной мудрости.Сопереживая,ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то,что еще не в силу возраста не всегда может осмыслить разумом.Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенк мжет сверять и свои собственные поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_skazki_v_vospitanii_rebenka.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Роль сказки в воспитании ребенка.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский.

Все дети любят сказки. Роль сказки в воспитании детей многогранна. Сказка -  незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными толчками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир.

          Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, логическая речь развивается. Сказка формирует основы общения и поведения.

          В устных произведениях  нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе  добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

          Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы. Ребенок «видит» и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.

          Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

          Сказкой малыши начинают интересоваться к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала – с колыбельными, потом с пестушками, затем- с прибаутками. Прибаутки являются тем мостиком, по которому малыш переходит к сказке. Прибаутки , подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны и познавательны. Они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так в «Сороке-вороне» каши не получает тот, кто дрова не пилил, воду не носил.

          Часто действие в сказке выстраивается с помощью характерного приема – кумуляция - цепочка повторов. Например , сказки « Репка» и «Теремок» и др. Такая организация речи «сказителя», помогает ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

          Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как иллюстрации в детских книжках, так и действие, разыгранное по сказке с помощью кукол. Важно, чтобы кукольные персонажи, люди и звери, были не карикатурными, а подобны своим сородичам, за исключением размера. Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

          С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующийся личности. Пугливому и робкому ребенку полезно почитать сказку « О трусливом зайце», эгоистичному –« о рыбаке и рыбке», « три  жадных медвежонка», капризной девочке –« Принцесса на горошине». Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют , только родителям надо помнить, что сказка должна соответствовать возрасту ребенка. Совсем маленьким надо читать легкие сказки («Колобок», «Коза- дереза»). В возрасте 2-5 лет, можно читать уже волшебные сказки, т. к воображение уже достаточно развито. Нужно быть осторожными со сказками, где есть ведьмы, Кощей, чтобы не вызвать психологические проблемы, связанные со страхом. После пяти лет можно читать сказки с более сложными сюжетами.

          Мультики, конечно, смотреть интересно, но они не развивают воображение. Чтобы ребенок развивался творчески, ему нужен простор для его фантазии. А сегодняшние мультики порой бессмысленны и абсурдны. А сказки проверены временем. Сейчас много таких мультфильмов, просматривание которых пагубно отражается на психике ребенка. Я считаю, что волшебные сказки могут ответить на естественную зарождающуюся в душе ребенка жажду к подвигу, взамен мультяшным героям. В детской комнате наверняка найдется место для «богатырского облачения», с их помощью ребенок сможет придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры – прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров - трансформеров.

          Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей. « Сказка будет и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложности мира, отличие  правды от кривды» И. А. Ильин.

 

Автор статьи: А. А. Васяк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»

«Жили, были…», «В некотором царстве…» –  начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок ...

"Роль сказки в воспитании ребенка"

Трудно переоценить роль сказки в детском возрасте. Сказка помогает в развитии речи и фантазии, является важной составляющей в воспитании ребенка, на своем особом сказочном языке, помогает ребенку разо...

консультация для родителей "Роль сказки в воспитании ребенка"

консультация для родителей "Роль сказки в воспитании ребенка"...

Роль сказки в воспитании ребенка.

Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить.В сказк...

Роль сказки в воспитании ребенка

консультация для родителей...