Памятки для родителей
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Бывальцева Валентина Ивановна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodoslovnayamoeysem-i.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»


       
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  1. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  2. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  5. Расширяйте собственный кругозор
  6. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  7. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Консультация для родителей

«Тепло родного очага»

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

 

О.Фокина

 

1.Что такое патриотизм?

2.Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у воспитанников подготовительной группы детского сада..

3.Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи.

 

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

 постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  

 хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

 имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

 постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

 участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

 

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у воспитанников детского сада:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений  родителей, бабушек, дедушек.

 

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

 Именно поэтому в  воспитательной программе нашего детского сада носят тематическое название «С чего начинается Родина». В старшем возрасте начинается практическая работа по сбору материалов о родословной семьи, о знаменитых земляках, о ветеранах Великой Отечественной войны и труда.

 

 Многие материалы хранятся в группах детского сада, часть из них  - у ст. воспитателя Мингажевой  С.В.  Например, альбом «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Папка «Моя семья»,  папка с материалами о труде детей во время Великой Отечественной.   

Консультация для родителей

Терминология  родства

Терминология родства нужна для того, чтобы понять старые записи и объяснения пожилых родственников - большинство терминов сейчас не используется (и даже трудно поверить, что когда-то использовались, настолько они непонятны, но вдруг у вас есть настолько старые родственники...)

  1. Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
  2. Брат - каждый из сыновей одних родителей.
  3. Брат крестный - сын крестного отца.
  4. Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.
  5. Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
  6. Братаниха - жена двоюродного брата.
  7. Братанна - дочь брата, племянница по брату.
  8. Братова - жена брата.
  9. Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
  10. Братыч - сын брата, племянник по брату.
  11. Вдова - женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
  12. Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
  13. Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
  14. Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
  15. Деверь - брат мужа.
  16. Дед - отец матери или отца.
  17. Дед крестный - отец крестного отца.
  18. Дедина, дедка - тетка по дяде.
  19. Дедич - прямой наследник по деду.
  20. Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
  21. Дочь названная - приемыш, воспитанница.
  22. Дщерич - племянник по тетке.
  23. Дщерша - племянница по тетке.
  24. Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.
  25. Дядя - брат отца или матери.
  26. Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.
  27. Жених - сговоривший себе невесту.
  28. Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
  29. Зять - муж дочери, сестры, золовки.
  30. Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.
  31. Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
  32. Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.
  33. Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.
  34. Мать молочная - мамка, кормилица.
  35. Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
  36. Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
  37. Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
  38. Невестка - жена сына.
  39. Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
  40. Отец крестный - восприемник у купели.
  41. Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.
  42. Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
  43. Отценачальник - старший в поколении.
  44. Отчим - другой муж матери, неродной отец.
  45. Отчинник, отчич - сын, наследник.
  46. Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
  47. Пасынок - сын неродной одному из супругов.
  48. Племянник - сын брата или сестры.
  49. Племянница - дочь брата или сестры.
  50. Племяш - родич, родственник.
  51. Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
  52. Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
  53. Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
  54. Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
  55. Свекор - отец мужа.
  56. Свекровь - мать мужа.
  57. Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
  58. Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
  59. Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.
  60. Сестра - дочь одних родителей.
  61. Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
  62. Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.
  63. Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
  64. Сноха, сыноха - жена сына, невестка.
  65. Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
  66. Супруг - муж.
  67. Супруга - жена.
  68. Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
  69. Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемнику.
  70. Сын названый - приемыш, воспитанник.
  71. Тесть - отец жены.
  72. Тетка, тетя - сестра отца или матери.
  73. Теща - мать жены.
  74. Шурин - родной брат жены.


Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:

  1. Внучатный, внучатый  - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
  2. Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.
  3. Кровный - о родстве в пределах одной семьи.
  4. Однородный - о происхождении от одного отца.
  5. Одноутробный - о происхождении от одной матери.
  6. Полнородный - о происхождении от одних родителей.
  7. Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
  8. Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.
  9. Родной - о происхождении от одних родителей.
  10. Сводный - о происхождении от разных родителей.
  11. Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
  12. Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным род

                                                                        

Русские  народные игры в повседневной жизни ребенка

Селезень утку догонял

Дети стоят в кругу, выбирают «селезня» - мальчика, он выбирает «уточку» - девочку. «Уточка» остается в середине круга, «селезень» за кругом.

Начинается игра. Все поют песню и идут по кругу, в это время «селезень» пытается догнать «уточку», она через раскрытые «воротики» (поднятые руки детей, стоящих в  кругу) убегает от «селезня». Перед «селезнем» дети «воротики» закрывают (опускают руки), но «селезень» любым способом через них перелезает, переползает. Его задача – поймать «уточку», ее задача – убежать. Если «уточку» «селезень» поймал, он ее целует. Игра начинается сначала с новыми ведущими.

Песня:

Селезень утку догонял,

Молодой серу догонял-

Ходи, уточка, домой,

Ходи, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Золотые ворота

Несколько человек выбирают себе пару,  и, держась за обе руки, подняв из вверх, делают «воротики». «Воротики» находятся в разных местах помещения. Остальные дети делают цепочку, держа друг друга за руки, Начинается игра. Все поют песню, цепочка детей движется по залу, проходя через разные «воротики». С окончанием песни «воротики» захлопываются, в них попадает кто-то из детей цепочки. Этот ребенок встает за спиной одного из тех, кто является «воротиками», держит его руками за бока. Игра продолжается, пока не попадутся в «воротики» все дети из цепочки. Образуются несколько команд из детей, крепко держащих друг друга за бока. Дети – «воротики», за которыми выстроились команды, образуют из рук «замок», команды начинают тянуть друг друга в разные стороны. Побеждает та команда, которая перетянет другую.

Песня:

Золотые ворота, проходите, господа,

Первая мать пройдет, всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Подушечка

Дети стоят в кругу, держась за руки. Один мальчик с подушечкой в руках – внутри круга.

Начинается игра – дети идут по кругу, мальчик идет противоходом внутри круга.

Песня:

Подушечка-раздушечка,

Моя пуховая.

Ай, лёли, лёли, Лели,

моя пуховая.

Кому цветик, кому цветик,

А мне красну девку.

Ай, лёли, лёли, лёли,

А мне красну девку.

На коленочки поставлю,     -  мальчик подходит к одной девочке, она  берется  двумя руками за его подушечку, он ее выводит на  середину круга. Оба кладут подушечку на пол,  встают на нее на колени,  держа друг друга за обе    руки. Качают сцепленными руками.

Целовать заставлю.                

Цалуй, милый, цалуй, милый,- мальчик и девочка целуют друг друга в  щечки.

Цалуй, не пасайся.

Ай, лёли, лёли, лёли,

Цалуй, не пасайся.

После окончания песни девочка передает подушечку другому мальчику, а сама встает к ребятам в хоровод, первый мальчик – так же возвращается к детям в круг. Игра начинается сначала с другим ведущим.

Растяпа

Дети встают по кругу парами – один за спиной другого, лицом в центр. В центре  - ребенок без пары. Звучит музыка, дети, стоящие первыми в парах, вместе с ведущим, стоящим в центре, движутся поскоком внутри круга или танцуют. С окончанием звучания музыки быстро прячутся за спиной стоящих по кругу детей. Одному пары не хватит, он остается в центре. Все его дразнят:

Раз, два, три, растяпа – ты!

Горшки

Дети делятся на пары, распределяются по кругу. Один сидит на полу –«горшок», другой стоит за ним – «хозяин». В центре, без пары «купец», он ходит по «базару» -(внутри круга), рассматривает «горшки», выбирает для покупки. Подходит к одной паре:

Купец: Хозяин, твой горшок?

Хозяин: Мой.

Купец: Почём продаёшь?

Хозяин: По 5 рублей.

Купец: Ой, что-то дорого, пойду к другому.

Хозяин: не уходи, постой, возьми мой. Смотри какой красивый, прочный.

Пригодится для каши, молока, мёда.

Купец: Ладно, беру.

Выходит из круга, берет Хозяина за правую руку, качают руками и поют вместе со всеми детьми:

Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары.

По мосту, по насту,

По лебедю горазду. Вон! – зазомкнув руки, Хозяин и Купец разбегаются в разные стороны, обегают круг и возвращаются к сидящему «горшку». Кто добежит первым, становится Купцом, кто проиграл – «горшком», а сидящий «горшок» становится Хозяином.

Игра продолжается сначала.

Ремешок

Дети сидят на полу по кругу. Выбирается ведущий, у него в руках ремешок. Ведущий находится за кругом.

Начинается игра. Все, кроме ведущего, закрывают глаза и поют песню. Ведущий с ремешком в руках ходит за кругом и незаметно от детей оставляет ремешок за спиной одного из играющих. С окончанием песни дети открывают глаза, смотрят, за кем лежит ремешок. Тот, за чьей спиной он оказался, берет ремень и бежит за водящим, пытаясь его осалить ремнем. Ведущий должен успеть добежать на место этого ребенка и сесть.

                                                                                

Русский фольклор

Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий - это вершина педагогического мастерства.

Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в тесение занятия. И в этм аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).

Остановимся на этом положении более подробно. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился:" и т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога.

Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные.

Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Один из главных - приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?" следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки "Вот и люди спят" вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза - спят"). От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.

Приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается - петушок кружится.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом.. в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.

Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам.

Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу ("ляля ушла"), увести петушка ("петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.

Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время.

Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

В какой же момент осуществляется целостное прочтение?

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает всё произведение в целом, от начала до конца.

По принципу цикличности воспитатель повторяет2-3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и всё занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....