Проектная деятельность малыша
статья (средняя группа) по теме

Поджио Наталья Васильевна

Рекомендации родителям о планировании проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon советы родителям303.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РЕБЕНОК»

Сейчас многие употребляют модные слова: «проект», «проектное мышление», «метод проектов».

Что они означают? Попробуем разобраться...

Маленький исследователь

Представляете себе вашего шестилетку, готовящего доклад для выступления в садике? Захотел побольше узнать о гепардах, сам нашел нужные сведения в энциклопедии, все записал (пусть и с ошибками!), нарисовал картинки и принес в детский сад. Суетится от радости, планирует еще порыться в книжках, глазки горят… Не об этом ли мечтает каждый родитель? А ведь развивать проектное мышление необходимо с самого раннего возраста. С чего же начать?

С самого рождения ребенок — первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и ветер, трава и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что малышей называют «почемучками». Каждый ответ родителей на детский вопрос рождает новые «почему». Самостоятельно малыш еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, и тут ему на помощь приходят родители, которые могут научить ребенка осознанно исследовать мир. В садике тоже поощряют любознательность малышей. К примеру, в детсадах, работающих по методу Марии Монтессори, детки 3-х лет приучаются наблюдать за работой старших ребят. Кто пошустрее, на занятии может и вопрос по теме задать (этому тоже надо научить — правильно задать вопрос), и помочь тому, кто готовит свой проект, например, раскрасить картинки или принести нужную книгу с полки. А вот пятилетние ребята под руководством педагога учатся пользоваться словарями, чтобы узнать значение или написание нового слова, подбирают рисунки и игрушки для своего маленького проекта. А несколько раз в год весь садик участвует в коллективном проекте, где задействованы абсолютно все: и дети всех возрастов, и педагоги, и родители.

Решили, например, сделать проект о Солнечной системе. Старшие готовят доклады к занятиям, музыкальный работник ставит с участием родителей костюмированный спектакль о космонавтах, проводятся простейшие опыты, демонстрирующие «Большой взрыв» и возникновение Солнечной системы. На физкультуре ребята играют в планеты, на прогулке строят звездолет, дома смотрят видеофильмы о космосе.

Активная мама

 Конечно, для того чтобы малышу захотелось узнавать новое и создавать свои проекты, ему нужна активная мама, которая сможет решить несколько задач: 
• Обеспечить психологическое благополучие и хорошее здоровье малыша. 
• Развить познавательные способности (умение считать, читать, писать). 
• Развить творческое мышление (с помощью рисования, лепки, конструирования). 
• Развить коммуникативные навыки (научить общению со сверстниками).

Водите малыша на развивающие занятия, выделяйте достаточно времени на беседы, чтение книг, походы в музеи и театры.
Побольше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним различные темы, связанные с его жизнью, вместе с ним сочиняйте сказки, потешки, загадки, играйте в словесные игры, читайте по ролям сказки. В этом могут принимать участие все члены семьи.
Очень здорово устроить дома настоящий кукольный театр. Пока ребенок совсем маленький, он только зритель, но лет с 3-х вполне может выступить за какого-нибудь персонажа. Например, вы решили показать гостям сказку «Репка». Малыш может не только выступить в роли бессловесной репки, но и стать, например, Жучкой и позвать по ходу дела кошку.
Малыши уже имеют элементарное представление об искусстве. Конечно, вы их водите в театр, слушаете с ними музыку, вместе рассматриваете картины известных художников. Эстетическое и художественное воспитание малышей остается одной из самых актуальных задач. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная художественная и театральная деятельность имеют важнейшее значение для развития малыша: его эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Безусловно, семья может внести значительную лепту в решение этой задачи: проводить музыкальные вечера, концерты-поздравления членов семьи с праздником, выпуск семейной газеты и т. д.

Подготовительный этап

Отличная подготовка к умению создать свой проект — это прогулки малыша с семьей в парк, на водоем, в музей и т. п. Можно в осеннем лесу собрать листья разных деревьев и засушить их, сделать коллаж и назвать его, например, «Осень в городе»; посетить театр и подобрать рисунки героев спектакля; узнать, как называются улицы вашего города, найти их на карте, узнать, в честь кого они названы, понаблюдать за птицами своего города, выяснить, как они называются, и подкормить их холодной зимой и т. п.

Обязательно поддерживайте интерес малыша к общению с книгой, ведь сам он еще не может полностью его удовлетворить. Каждый день по полчаса (не меньше!) читайте детям. Почему крайне важны минуты слушания? Прежде всего, это связано с тем, что приоритетной целью таких моментов является обучение восприятию литературного текста. Это очень сложно для ребенка-дошкольника, потому что в восприятии участвуют многие психические процессы: и речь (ведь малыш не только вопросы задает, но и проговаривает услышанное про себя), и воображение, и мышление. Художественное восприятие — это умение не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор; это не только умение прослеживать изменения в сюжетной линии, но и возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора. Для малыша, еще не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему мама, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи и воображения. Книга – это первый шаг к умению создавать свои проекты.

Проектирование дома

Целый пласт проектов-наблюдений для малышей – наблюдения за природой. Можно сравнивать времена года, играть в них. Узнать, какую еду в разные сезоны мы едим, что носим, что чувствуем на улице, какие праздники случаются в разные времена года. Обязательно нужно почитать поговорки, пословицы о временах года, стихи великих поэтов. Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями – все это может вылиться в проект для вашего малыша. Продуктом проекта может быть рассказ, рисунок, аппликация, поделка, коллаж, стенгазета с фотографиями, даже видеофильм!

Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких это может быть следующее. Мама говорит: «Рассмотри травку (цветок, кустарник, дерево). Опиши свои наблюдения, расскажи». Просто? А ведь это маленькое исследование растительного мира Земли. Малыш делает следующий шаг, еще один, еще… и не замечает, как погружается в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.
Научившись с помощью мамы находить полезную информацию о мире, малыш будет гораздо легче и интереснее учиться в школе, где проектной деятельности сейчас уделяется большое внимание.

Как научить кроху работать с книгой


  1. Для начала рассмотрите книгу со всех сторон. Обычно мы интересуемся только ее содержанием, а зря. Малышу очень интересно, как устроена книга: переплет (бывает и кожаный, и картонный, и тканевый, и даже металлический!), обложка, иллюстрации, оглавление, содержание. Кто из мамочек знает, чем отличается оглавление от содержания? Оглавление находится в начале книги, а содержание – в ее конце. 

  2. Создайте свою домашнюю библиотеку, сделайте вместе с малышом картотеку. Пусть в любой момент, когда ему захочется, он сможет найти книжку на нужную ему тему. А ведь со сколькими авторами он познакомится! 

  3. В вашей домашней библиотеке обязательно должны быть различные словари. О толковых словарях, фразеологических и орфографических все наверняка слышали. А что такое «обратный словарь»? А это словарь, где можно найти слово по его окончанию или суффиксу. Например, многих ставит в тупик вопрос: «Нет носков или нет носок?». В этом словаре вы находите все слова, кончающиеся на «ов», и видите слово «носков». Главное – это заинтересовать малыша, удивить его. 

  4. На самой удобной полочке должны стоять книги и энциклопедии, связанные с увлечениями малыша. Вы увидели, что после посещения Дарвиновского музея его страшно заинтересовали динозавры? Тут же на этой полочке появляются энциклопедии о древнем мире, книги о видах динозавров, книжки с наклейками, раскраски и т.д. Ловите момент и ненавязчиво предлагайте способы изучения любого явления окружающего мира. 

  5. И, конечно же, моделируйте проблемные ситуации. Например, вы говорите крохе: «Смотри, я пол помыла, а около плинтуса еще что-то валяется. Подними, пожалуйста». Многие пятилетки будут поставлены в тупик словом «плинтус». Предложите ребенку узнать, что это за слово такое загадочное. Как узнать? А надо обратиться к толковому словарю. Побежали, нашли словарь, поглядели, прочитали. Не забудьте все-таки напомнить крохе, чтобы поднял то, что валялось у плинтуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Здоровый малыш-это здорово!"

проект   направлен на формирование здорового образа жизни детей и родителей...

Проектная деятельность "Хоровод для малышей"

Проводился с детьми младшего и среднего  дошкольного возраста...

Проектная деятельность во II-й младшей группе «Экология для малышей»

Развлечение "Мы следопыты" - путешествие в зимни лес по следам животных...

"Этикет для малышей "проектная деятельность в подготовительной группе

quot;Этикет для малышей "проектная деятельность в подготовительной группе...

Проектная деятельность "Здоровый малыш"

"Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации"...