беседа "Воспитания детей дошкольного возраста"
консультация на тему

некрасова наталья константиновна

                                  Воспитания детей дошкольного возраста

(доклад для родителей)

Цель:

  • Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка,  убедить в их целесообразности;
  • Заинтересовать родителей данной темой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

  • Примеры;
  • Вопросы к слушателям;
  • Ситуации для анализа.

Вопрос к родителям:

  • Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человеке  начинается с детства?

Хорошо,  если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо  внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать  особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка. 

В представлении  ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например,  он отнял игрушку – значит,  хорошо,  у него  стало на одну  больше. Или, чтобы  доказать  свою щедрость,  ребёнок жертвует папиной  коллекцией.

Можно  привести такой пример. Семья  ждёт  гостей,  взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные  и  угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть  доброй».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Воспитания детей дошкольного возраста

(доклад для родителей)

Цель:

  • Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка,  убедить в их целесообразности;
  • Заинтересовать родителей данной темой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

  • Примеры;
  • Вопросы к слушателям;
  • Ситуации для анализа.

Вопрос к родителям:

  • Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человеке  начинается с детства?

Хорошо,  если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо  внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать  особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.  

В представлении  ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например,  он отнял игрушку – значит,  хорошо,  у него  стало на одну  больше. Или, чтобы  доказать  свою щедрость,  ребёнок жертвует папиной  коллекцией.

Можно  привести такой пример. Семья  ждёт  гостей,  взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные  и  угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть  доброй».

Для детей характерно конкретное  мышление, неспособность  к обобщениям. Поэтому малыш часто  обещает не делать то, за что его порицали,  но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он  не относит к себе.  Мы уже замечали такую способность, как импульсивность,  поэтому мотивом  поступка часто является желание.

(предлагаю выслушать примеры,  приведённые родителями)

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна  быть созидательной, а не разрушительной.  Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького  ребёнка крайне редко носит  преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что  ребёнок и воспринимает угрозы по- своему – как приглашение к действию,  особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви , тронь  и т.д.) Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи  рекомендуют  использовать метод «активного слушания», т.е. ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка.  Например,  сказать ему:  «Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»

Важно отличать шалости от озорства. Шалость  - невинная забава. Ребёнок  в ударе  от избытка чувств,  он  ждёт поддержки  своему настроению, однако если  он не  знает границ в своих шалостях, то они нередко  перерастают в озорство, которое всегда  имеет аморальный оттенок.

Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того,  что  они хорошие и достойны любви.  смысл  этих  слов заключается  в  переживании  удовлетворения,  радости, вызванных признанием  его усилий, стараний, достигнутых результатов. на вопрос воспитателя, как ребёнок реагирует  на поощрение, мама ответила,  что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру  в  себя, вызывает  у  них бодрость, прилив  энергии,  желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё  незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать  поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей,  их  отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что  он плохой. Слово  «хорошо» сильно повышает возбудимость  коры головного мозга и активность умственной  деятельности, в то  время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль  поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

Вопросы:

  • Какие виды поощрения используете вы?
  • Как на них реагирует ребёнок?
  • В чём эффектность  этого поощрения?
  • Ваше отношение к  материальному поощрению?

Виды поощрения:  одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

Прямую похвалу можно  использовать применительно к детям 2-3 лет, т.к. у них нет ещё  ясных представлений  о дозволенном и недозволенном. Необходимо  поддерживать их похвалой.  Дети 5-6 лет  уже имеют опыт  нравственного  поведения, могут оценивать  свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия.  Доверие  нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но  не всегда так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка  и замедлять развитие  чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать  добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и  т.д. без вознаграждения. Иногда родители не считают  нужным использовать метод поощрения в воспитании, т.к. боятся, что ребёнок «сядет на  голову».

Вопросы к  родителям:

  • Каковы ваши достижения  в  воспитании?
  • За счёт чего  они  получены?

Ситуации  для  анализа.

Воспитатели  нередко слышат от детей  своей группы во время  игры: «Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо  кушать, сходим в  магазин и купим…»и т.д. встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя  вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А  что  ты мне купишь?»  

Вопросы:

  • Каково ваше мнение о педагогической  ценности подкупа,  задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.

Ситуация: Мамы сидят на лавочке         и разговаривают, к ним  подбегают их  дети и дарят цветы, которые сорвали с  клумбы.  Реакция мам разная.  Одна  мама, понюхав цветок,в восторге сказала : «Какая прелесть, спасибо!»  Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтоб он больше так не делал.

            Вопросы:

  • Какая  позиция мам вам ближе?
  • Почему?
  • Что двигало, по вашему,  поступками детей?

          «Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

-Как это  у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает и  шлёпну, а толку- чуть!

-Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да и в семье у нас никто не кричит друг на друга.

-Ну ведь  бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

-Бывает, конечно, не послушает сразу… Прежде всего стараюсь не сердиться на неё. Детские дела и настроение тоже надо уважать. Повторяю  своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему  надо сделать то, о чём её  просят.

-И это помогает?

-Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем  настоятельное слово? Разве прибавляет вес к родительскому распоряжению?

-А у  меня без крика не обходится: пока не накричишь на неё, она будто не слышит.  Ну как тут не накричишь?

        Вопросы:

  • Как  реагирует ваш ребёнок на распоряжения  взрослого?
  • Какой  тон преобладает в вашей семье?
  • Чья позиция вам  ближе?

Есть дети,  привыкшие  отзываться  только  на крик.  Но повышенный тон  действует только

до тех  пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом  это будет всего лишь шумовой  фон. Криками и угрозами  в  воспитании многого не  добьёшься.  Нужно, чтобы ребёнок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

          А.С.Макаренко говорил: «Родители  как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении,  а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

           Малыш по интонации взрослого, частично по  его  мимике   и жестам,  судит  о  том, хвалят  его или сердятся. Дети различают  интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев  ребёнок реагирует именно  на эмоциональную  окраску тона взрослого, и лишь постепенно  ребёнок  начинает реагировать  в первую очередь на смысловое значение слов.  Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень  слабо действует и  на ребёнка, и на взрослого. Важно  найти правильную  интонацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях.  Общий  тон разговора с детьми должен быть  положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным.  В детском саду бывает  и так, что  если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, дети уже не слышат  спокойного тона  и  не реагируют  на него.

          Обращайте  внимание  на свою  интонацию, на то, каким тоном  отдано требование.

           Относитесь  внимательно к поступкам  и  проступкам  детей,  не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в  суть  поступка,  его мотив, не скупитесь на поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»

«Нравственное воспитание детей дошкольного возрастапосредством игровых этических бесед»...

Обобщающая беседа как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание работы    ВведениеГлава 1 Теоретическое обоснование проблемы  экологического образования на современном этапе 1.1    Значение словесных методов в экологическом...

Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

«Беседа, как одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать...