Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников.
материал по теме

Легчакова Оксана Алексеевна

Консультация для родителей на тему:

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников"

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие  Влияние мануальных (ручных)  действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

  Так в Японии один врач, Намикоси Такудзиро, разработал оздоравливающую методику воздействия  на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека. Так же, в Японии, широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

  В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Например, регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняет эмоциональное напряжение.

  Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладошки», «Сорока-белабока», «Коза-рогатая». Ведь потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие, если совмещать их с движением рук и пальцев.

  Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих  рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

  Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Ребёнку нужно помогать координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение выполнять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Ведь у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

   Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичёва, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей  с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

 Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки, выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая  моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Так же пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитее речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.             

Нужно проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Конечно упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина. Ведь разминая самостоятельно в ручках пластилин, ребёнок задействует полностью кисть руки, при отщипывание кусочков пластилина ребёнок использует пальчики. С малышами так же можно заниматься конструированием из кубиков и конструктора, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую карандаши, большие пуговки. Так же детям даются и более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения, но ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя всё на себе. Ещё пальчиками можно рисовать, разукрашивать, что детям очень нравится. Но если упражнения вызывают некоторые трудности, то ребёнку помогают держать остальные пальчики от непроизвольных движений. Выполняя пальчиками разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой  моторики рук,  которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


     

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley_na_temu.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Приложение № 4

Консультация для родителей на тему:

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                                            Легчакова О. А.

.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие  Влияние мануальных (ручных)  действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

  Так в Японии один врач, Намикоси Такудзиро, разработал оздоравливающую методику воздействия  на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека. Так же, в Японии, широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

  В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Например, регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняет эмоциональное напряжение.

  Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладошки», «Сорока-белабока», «Коза-рогатая». Ведь потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие, если совмещать их с движением рук и пальцев.

  Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих  рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

  Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Ребёнку нужно помогать координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение выполнять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Ведь у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

   Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичёва, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей  с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

 Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки, выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая  моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Так же пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитее речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.              

Нужно проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Конечно упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина. Ведь разминая самостоятельно в ручках пластилин, ребёнок задействует полностью кисть руки, при отщипывание кусочков пластилина ребёнок использует пальчики. С малышами так же можно заниматься конструированием из кубиков и конструктора, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую карандаши, большие пуговки. Так же детям даются и более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения, но ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя всё на себе. Ещё пальчиками можно рисовать, разукрашивать, что детям очень нравится. Но если упражнения вызывают некоторые трудности, то ребёнку помогают держать остальные пальчики от непроизвольных движений. Выполняя пальчиками разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой  моторики рук,  которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.  

 

месяц

неделя

упражнения

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«замочек»

«домик», «замочек»

«домик», «стульчик»

«стульчик», «стол»

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя


4 неделя

«стол», «очки»

«очки», «флажок»

«очки», «флажок», «пароход»

«флажок», «пароход»

декабрь

1 неделя

2 неделя


3 неделя


4 неделя

«цепочка», «грабли»

«цепочка», «грабли», «шарик»

«грабли», «шарик», «ёлка»

«ёлка», «зайка и ушки»

январь

1 неделя

2 неделя


3 неделя

«ёлка», «зайка и ушки»

«зайка и ушки», «кошка»

«кошка», «мышка»

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя


4 неделя

«мышка», «лошадка»

«лошадка», «коза»

«коза», «зайка в зеркальце глядит»

«идут пальчики по дорожке», «зайка в зеркальце глядит»

Март

1 неделя

2 неделя


3 неделя

4 неделя

«петушок», «курочка»

«гусь», «петушок», «курочка»

«гусь», «птичка», «жук»

«жук», «дерево»

апрель

1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя

«дерево», «жук», «птичка»

«замок», «краб»

«краб», «жук», «замок»

«пальчики здороваются», «коготки»

май

1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя

«коготки», «ножницы», «пальчики здороваются»

«коготки», «колокольчик»

«колокольчик», «замок», «птичка»

«дерево», «птичка», «жук»



     

   

                                                                                    Приложение № 5

       

Примерный план упражнений

                 

                                                           Подготовила воспитатель:

                                              Легчакова О. А.

                                                            Приложение № 6

Народные песенки, потешки, пестушки.

 

                                                                                                       Подготовила воспитатель:

                                                                                                         Легчакова О. А.          

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метёт метёлкой.

Кошка лыки дерёт,

Коту лапотки плетёт.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

* * *

 Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

* * *

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

      * * *

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляная головушка,

Шёлковая бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты звонко поёшь,

Деткам спать не даёшь?

* * *

А как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кусок пирога и кувшин молока.

     * * *        

Тень-тень, потетень.

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

      * * *

Пошёл котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

    * * *

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

     

     * * *

Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили – были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

     * * *

Заяц Егорка свалился в озёрко.

Бегите под горку спасайте Егорку.

    * * *

Зайчишка – трусишка по полю бежал,

В огород забежал, морковку нашёл,

Капусту нашёл, сидит, грызёт.

Иди прочь, хозяин идёт!

     

     * * *

Сидит, сидит зайка, сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотники едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом,

-Вы, охотнички, скачите.

На мой хвостик поглядите;

Я не ваш, я ушёл.

     * * *

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт-

Забодает, забодает, забодает.

      ***

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца топотливые.

Ты иди, не топочи,

Не бодайся, не мычи:

Спят ещё ребятки,

Утром спится сладко!

     * * *

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки,-

Высуни рожки.

       ***

У белого котёнка мягкие лапки.

Но на каждой лапке коготки-царапки!

     ***

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

И лапочкой котик помадит свой ротик;

А козлик седою трясёт бородою.

     ***

Зайка-зайка, попляши, твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять!

     ***

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ! Топ, топ, топ! Топ!

Топ, топ, топ! Топ, топ, топ! Топ!

     ***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

    ***

Пальчик мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел!

   ***

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот какая дружная у меня семья.

    ***

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки за капусту,

Мышки за корку,

Детки за молоко.

                                                                                     Приложение № 3

Консультация для родителей на тему:

«Пальчиковые игры и их влияние»

                                                                                                                                                              

                                                                                               

                                                                                                      Подготовила воспитатель:

                                                                                                          Легчакова О. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Материал для рекомендации для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей"

Готовая рекомендация для родителей о значении пальчиковой гимнастики....

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Чем полезна пальчиковая гимнастика для дошкольников...

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - ...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольника

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся пос...