Консультация для родителей "Адаптация ребёнка в детском саду"
методическая разработка по теме

Хромова Вера Александровна

Адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulybka_malysha_v_period_adaptacii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34 комбинированного вида

Консультация для родителей

на тему:

«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА
В ДЕТСКОМ САДУ»

Воспитатель:

Хромова В. А.

-2010-

р. п. Большие Вязёмы

Улыбка малыша в период адаптации

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3, 4-5 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В.  Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.). «Можно С большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервнопсихическом развитии ребенка развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова (1999). Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема – одна из плохо решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков. В связи с этим старшему воспитателю и психологу необходимо усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина).Этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватутина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова). Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации (см.: Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3). Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей Ступени невозможно эффективное движение вверх. Адаптационный период может проходить сравнительно спокойно при следующих условиях.

  1. Ребенок не должен ощущать потерю защиты и неудовлетворенность в базисной потребности в безопасности, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания периода адаптации.
  2. Старший воспитатель и психолог на основе наблюдений за детьми должны разрабатывать рекомендации для мам и воспитателей группы, помогать им успешно решать задачи на ступенях иерархической лестницы, выстраивая личностно ориентированную линию поведения с каждым ребенком.
  3. Необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них. Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длиться не более 30-40 минут. В день можно принимать до четырех детей (по одному человеку на начало прогулки и к ее окончанию). У каждого малыша свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом – завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем со сверстниками.
  4. На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-задания на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке.
  5. Воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов нужно опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям.
  6. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).

Адаптационный период проходит в два этапа. Первый этап – подготовительный начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за четыре-шесть месяцев (февраль-март) до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

  1. Привести домашний  режим в соответствие с режимом группы;
  2. Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
  3. По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (см. показатели развития детей);
  4. Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки, чаевничать у соседки и т.п.

Часто родители задают вопросы: как долго будет длиться адаптация детей? Когда маме можно выходить на работу? Ответ прост: все зависит от того, насколько правильно она подготовит малыша к этому значимому периоду его жизни. В августе, за 10-15 дней до начала второго этапа адаптационного периода – приема детей в группу, - проводится второе родительское собрание. На собрании заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых – родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы. Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т.д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть. Старший воспитатель рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Не следует пугать ребенка: «Не хочешь, есть сам? Вот пойдешь в детский сад – там тебя быстро выучат!». Следует говорить: «Учись есть сам – тогда тебя возьмут в детский сад». Все члены семьи должны радоваться, удивляться: «Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!». Можно вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как игрушечный мишутка отправился в детский сад. Старший воспитатель также рассказывает о том, какие задачи будут решаться всеми взрослыми на этом этапе адаптационного периода. Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения учреждения: чтобы не вызывать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать его к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно-воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.). Главная задача мамы: формировать положительное отношение к воспитателю – интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач нВ каждой ступени иерархической лестницы. В конце собрания под руководством медико-педагогической службы учреждения устанавливается очередность наполнения группы новыми детьми. Приведем пример, как может проходить адаптация малыша к условиям детского сада. В первый день приема детей мама, гуляя с Алешей, предлагает ему зайти в детский сад, где играет с детьми добрая, веселая Татьяна Ивановна. Мама, помня о том, что Алеша будет смотреть на нового взрослого, доверяясь ей, здоровается с воспитательницей как с доброй старой знакомой. Воспитатель, зная, кто и в какое время придет на участок. Приветливо встречает вошедших: «Я рада, что вы с Алешей пришли к нам. Поиграйте, у нас весело!». Не навязывая общение, не нарушая личностного пространства ребенка, она в основном контактирует с мамой, с улыбкой, поощрительно поглядывая на малыша. Мама, дав понять, что Татьяна Ивановна – хорошо знакомый человек, продолжает реализовывать задачу второй ступени – формировать положительный образ интересного взрослого, что помогает ребенку без проблем и довольно быстро принять его, легче наладить контакт. Задача воспитателя – наблюдать за ребенком и мамой, отмечать стиль их общения, уровень развития малыша, его потенциальные возможности. Обычно дети держатся скованно, настороженно, пытаются теснее прижаться к маме. Поэтому мама предлагает Алеше спокойно посидеть рядом с ней на скамейке, не спеша оглядеться. Малыш бросает беглый взгляд вокруг, несколько успокаивается, так как участок оборудован так же, как знакомая детская площадка: такая же горка, песочница, лесенка. Но его внимание все же направлено на незнакомого взрослого. Мама комментирует действия воспитателя только с положительной стороны: добрая (поливает цветы), веселая (затеяла с детьми игру) и т.п. Улучив момент, она интересуется, как зовут черепаху, которая гуляет в траве, сообщает, за каким ухаживает Алеша дома. Так она вовлекает сына в общий разговор: спрашивает у него: как зовут его птичку, кто ее подарил. Воспитатель поддерживает  разговор с мамой, радуется, смеется, удивляется высказываниям ребенка. В дальнейшем эти сведения послужат поводом обратиться к Алеше напрямую, без посредников: «Как поживает твой Кеша?» - и оценить уровень развития речи ребенка. На прощание Татьяна Ивановна приглашает приходить почаще. Мама  подчеркивает, как им было интересно в детском саду, а дома рассказывает об этом всем членам семьи. На следующий день Алеша активнее включается в общую беседу (речевой контакт со взрослым), откликается на предложение посмотреть что-то интересное (вместе с мамой). Раз от раза у него все устойчивее проявляется познавательный интерес к деятельности воспитателя, все чаще он смотрит на Татьяну Ивановну с улыбкой, ожидая интересных предложений. Это свидетельствует о том, что у него успешно формируется положительный образ взрослого. Вот мама помогает Алеше взойти на горку, а Татьяна Ивановна подхватывает его с другой стороны, ребенок настораживается, вопросительно смотрит в сторону мамы. Та, создавая условия для возникновения эмоционально-телесного контакта с воспитателем, доброжелательно относится к происходящему, малыш видит это и успокаивается. Вскоре он спокойно воспринимает помощь воспитателя. Вместе с мамой малыш начинает ближе подходить к Татьяне Ивановне, когда она рассказывает о чем-то интересном детям. Мама хорошо знает своего ребенка и, улучив момент, незаметно отходит на шаг, встает за его спиной, чтобы в нужный момент успеть успокоить его словом, взглядом, прикосновением: не волнуйся, я здесь. Постепенно дистанция между сыном и мамой увеличивается. В это же время Татьяна Ивановна постепенно налаживает эмоционально-телесный контакт с Алешей: то, умиляясь его умению, обнимает, то со смехом проводит рукой по его голове и т.д. Алеша все чаще по собственной инициативе отходит от мамы, все дольше задерживается возле воспитателя, охотно откликаясь на интересные предложения, а это значит, что он уже крепко «стоит» на второй ступени иерархической лестницы. Старший воспитатель и психолог следят за поведением детей, обсуждают результаты наблюдений с воспитателем и родителями. Отметив возрастающий уровень поведенческой активности Алеши, все вместе решают вопрос о переводе его на третью ступень иерархической лестницы. На этом этапе мама с воспитателем совместными усилиями помогают ребенку постепенно знакомится с помещением групповой комнаты, ориентироваться в нем. Задачи мамы: продолжать формировать у сына положительный образ воспитателя, способствовать установлению эмоционального комфорта в новых условиях. Задачи воспитателя: выстраивать с ребенком отношения, удовлетворяющие его потребности в защите и безопасности, доверии к взрослому; определив уровень развития малыша, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, предлагать тип общения, соответствующий его возможностям. Старший воспитатель должен следить за тем, чтобы в групповом помещении одновременно находилось не более двух-трех новичков с мамами: скученность негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей – одних возбуждает, других угнетает. И вот мама с Алешей приходят в группу (после завтрака или после полдника). Татьяна Ивановна встречает их в раздевалке и сразу же «дарит» Алеше персональный шкафчик, а чуть погодя в туалетной комнате – горшок и полотенце с картинкой, что тут же положительно оценивает мама, а затем и сын. Обеспечив в лице взрослых надежный тыл, ребенок начинает проявлять интерес к ближайшему окружению. Воспитательница показывает ему игрушки, уточняет места их расположения. Мама радуется, удивляется их обилию и разнообразию, обращает внимание сына на новые для него объекты (аквариум, пианино и т.п.). На заключительном этапе адаптации детей приучают спать в детском саду. Воспитатель предлагает Алеше: «Покажи всем детям, как ты умеешь раздеваться, и помоги раздеться малышам. Ложись в кровать, пусть отдохнут твои руки, ноги. Ты не спи, не закрывай глаза. Я буду рядом».  При этих словах малыш расслабляется и спокойно засыпает. На первых порах Алеша засыпал позже всех, а иногда просыпался с плачем раньше времени, но главное – во время пробуждения мама всегда была рядом до тех пор, пока он не привык спокойно спать до подъема и просыпаться в бодром настроении. Только в этом случае можно считать, что адаптационный период подходит к концу. Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя, помогает ему, безболезненно освоится на третьей ступени иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Несмотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении. Повторим, длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если умеет сам есть, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношениях с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Болезненным, стеснительным детям необходимо в середине недели устраивать «выходной». Следует иметь в виду, что длительные перерывы (от семи – десяти дней и более) затягивают и осложняют период адаптации. Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относится к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью и т.п. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, посещать поликлинику, парикмахерскую, чтобы лишний раз не перегружать малышей впечатлениями. Охраняйте нервную систему ребенка, окружите его любовью. Только при таких условиях вы сможете увидеть улыбку малыша в период адаптации.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ребёнок в детском саду».

Консультация для родителей «Ребёнок в детском саду»....

Консультация "Опрятный вид ребёнка в детском саду"

В данной консультации подробно описано в каком виде ребёнок должен посещать детский сад! Внешний вид,причёска, обувь , какие вещи нельзя брать!...

Консультация : «Маркировка одежды ребёнка для детского сада.»

Сразу возникает вопрос, для чего и для кого нужна маркировка одежды ребёнка. Пока ребёнок маленький, он может перепутать свою одежду и обувь с чужой. И в первую очередь маркировка нужна для взрослых.....

Консультация: "Разлука с ребёнком в детском саду"(2022год)

Рекомендации родителям о том,как правильно приучить ребёнка к детскому саду....

Групповая консультация «Как подготовить ребёнка к детскому саду»

В данной консультации даются рекомендации психолога, соблюдая которые, родители смогут сделать период адаптации ребенка к детскому саду наиболее безболезненным и интересным....