Правовое воспитание дошкольников
материал по теме

Бирюкова Татьяна Владимировна

Нормативные документы и рекомендации по правовому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie_doshkolnikov.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВАВОЕ ВОСПИТАТНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

  1. Декларация прав ребенка (1959).
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  3. Семейный кодекс РФ (1996).
  4. Уголовный кодекс РФ
  5. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  6. Закон «Об образовании».

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: 
— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);
— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106—136);
— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150— 157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
— лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).

 «ПРАВА РЕБЕНКА —

                              СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»


Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Семейный кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


*
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.


*
Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.


*
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.


*
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.


*
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

НАКАЗАНИЕ –

               семь правил для взрослых


1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.
Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

             Можно ли наказывать детей?


  Вопрос о строгости наказания едва ли не  

  самый острый в воспитании. Диапазон

  воспитательных воздействий здесь самый

  широкий. От средневекового

  представления о ребенке, как о

  «маленьком взрослом, из которого нужно

  розгами выбивать грехи», до

  вседозволенности и попустительства,

  которые многие находят в советах

  известного доктора Спока.

 

В этом вопросе родители должны четко определиться, что собственно        вызывает необходимость в наказании. Маленькие дети действительно совершают массу недозволенного, портят вещи, суют свой нос куда не следует, проявляют капризы в еде. Не забывайте, что сами они об этом ничего не знают и поэтому   никакого ущерба сознательно не наносят ни Вам, ни Вашему имуществу. Наказание за поступки, которые малыш не может оценить  или предвидеть – большая для него беда и несправедливость. Будет гораздо правильнее, если вы поможете  ему и  нежелательное для Вас поведение будет вовремя предупреждено. А это значит, что в жизнь ребенка неизбежно входят ограничения.

Вы должны четко определить, что Вы не разрешаете малышу: подходить к плите, крутить ручки плиты, играть с розетками и прочими электроприборами и т.д. Но так же четко следует определить, что можно. Ограничения необходимы и направлены на сохранения безопасности малыша, ребенок еще не имеет опыта , и поэтому   опасно для него многое. Нужно постараться, по возможности, сделать его окружение безопасным, убрать острые , бьющиеся, хрупкие предметы, пусть среда его обитания будет представлена предметами, которые не принесут ему вреда.

         Законы семьи


Закон семьи 1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Все мы очень нуждаемся в том, чтобы чувствовать близость родных людей, а ребёнок – особенно. Но слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон семьи 2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Всякую фальш, обман ребёнок подмечает с остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность. Если ему нельзя сообщить что – то, то лучше ответить так: « Я не имею права сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Всегда надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Громкие разборы в присутствии многих людей вызывают устойчивое раздражение и нежелание хоть что – либо изменить в своей жизни в лучшую сторону. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упрёки. Основное зло упрёков в том, что они вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка. Наказание - крайняя мера воздействия и имеет воспитательную силу только тогда, когда заставляет задуматься над собственным поведением. Огромный эффект даёт порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5. Закон понимания ребёнком слов «можно» и «нельзя». Очень важный метод воспитания – запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних». С детства нужно учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».

Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены эмоциями и чувствами. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким – либо поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Ребёнок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Наблюдая за работой взрослых, он начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек. Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребёнка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Закон семьи 9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми. Для того, чтобы ребёнок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. Только к 7 – и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг.

 Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...