Семейные группы присмотра за детьми дошкольного возраста как альтернативная форма дошкольного воспитания
статья на тему

Терешкович Елена Петровна

                Во Всеволожском районе для разрядки социальной напряженности вокруг нехватки мест в детских садах, а так же в качестве  социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  с января 2012 года на базе МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», создаются  семейные группы   присмотра за детьми дошкольного возраста, как одна из альтернативных форм дошкольного воспитания.

         Семейные группы присмотра создаются в многодетных семьях, где два и более ребёнка в возрасте от 1,5 до 7-ми лет, а так же в семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста.  В  том случае, если дети не имеют возможности посещать детский сад (по причине отсутствия свободных мест или по заболеванию), а один из родителей в связи с этим не имеет возможности трудоустройства, то он принимается на работу в Центр воспитателем семейной группы Присмотра (СГП).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейные группы Присмотра

 за детьми дошкольного возраста -

как альтернативная форма дошкольного воспитания

               По данным Министерства образования и науки  в  Северо-Западном Федеральном округе 13,7% детей не обеспечены местами в детских садах, а это почти 128 тысяч  детей,   по России  их численность превышает 2 млн.

                Во Всеволожском районе для разрядки социальной напряженности вокруг нехватки мест в детских садах, а так же в качестве  социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  с января 2012 года на базе МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», создаются  семейные группы   присмотра за детьми дошкольного возраста, как одна из альтернативных форм дошкольного воспитания.

         Семейные группы присмотра создаются в многодетных семьях, где два и более ребёнка в возрасте от 1,5 до 7-ми лет, а так же в семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста.  В  том случае, если дети не имеют возможности посещать детский сад (по причине отсутствия свободных мест или по заболеванию), а один из родителей в связи с этим не имеет возможности трудоустройства, то он принимается на работу в Центр воспитателем семейной группы Присмотра (СГП).

     Он оформляется по срочному трудовому договору на 0,2 ставки воспитателя за каждого своего ребёнка дошкольного возраста, получает заработную плату и денежную компенсацию на питание ребёнка. Время работы воспитателем СГП засчитывается в трудовой стаж.

      За прошедший, 2012 год было создано 56 семейных  групп присмотра. На сегодняшний день (январь 2013 года) таких групп 38, в них воспитывается 67 детей (22 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья    и 45 детей из многодетных семей). В 18-ти семьях из 56-ти дети достигли школьного возраста или были устроены в дошкольные образовательные учреждения.

        Специалистами отделения Присмотра уже наработан  опыт приёма родителей на работу, ведения документации и личных дел, отлажена система оплаты труда родителей-воспитателей, отработан процесс патронажа семей с целью осуществления контроля за выполнением ими  условий трудового договора и оказания родителям консультативной и методической помощи.

         Большим плюсом семейно-воспитательных групп является адресность оказываемой помощи, так как семейная группа присмотра формируется в связке «родитель-ребенок», присмотр организуется внутри родной семьи, при этом большое значение имеет возможность трудоустройства одного из родителей на должность воспитателя.  

       Однако в ходе социального эксперимента выявляются и определённые сложности. Например, подготовка детей старше 5-ти лет к школе. Кто-то из родителей предпочитает доверить это специалистам, поэтому водит своих деток на развивающие занятия в различные студии, кружки, клубы и т. д., а кто-то предпочитает заниматься с детьми самостоятельно.  

       Специалисты Центра осуществляют консультативную помощь родителям-воспитателям по присмотру, воспитанию и развитию детей, как  в дистанционной форме, н-р: онлайн-консультации узких специалистов Центра, так и в очной, н-р: организация на базе Центра семейных клубов «Молодая семья» и «От семьи к семье» (для родителей детей с проблемами здоровья), открытие Игротеки для проведения консультаций и обучающих занятий «Школа заботливых родителей», организация различных  досуговых  мероприятий.

        Данный социальный эксперимент муниципального уровня во Всеволожском районе проходит успешно, с положительной динамикой,    с перспективой         дальнейшего развития.  

        Считаю, что опыт работы отделения присмотра за детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе социального центра может быть использован в работе аналогичных учреждений системы социальной защиты Северо-Западного Федерального округа.

                                 Заведующая отделением Присмотра Терешкович Е.П.

kriger_elena@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)

Цель работы кружка:Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседн...

Паспорт мини-музея «Волшебный мир Лукоморья» логопедической группы № 1 (с детьми дошкольного возраста 6-7 лет)

составление паспорта по организации мини-музея в подготовительной группе...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством трудового воспитания.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию у них культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к различным видам тру...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Консультация для педагогических работников на тему: "Решение речевых задач с детьми дошкольного возраста посредством разных форм организации"

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимают ведущее место. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребен...