АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
статья по теме

Селиванова Светлана Анатольевна

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ  КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

С. А. СЕЛИВАНОВА

П. ПУРПЕ

В силу ряда экологических, биологических, географических, социально-психологических причин, а также их сочетаний, в дошкольных учреждениях увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта, осложненными и тяжелыми нарушениями  развития. Нарушения всё чаще носят множественный характер, затрагивая психическую, так и физическую сферу. Так, в последние годы  увеличилось количество детей со стертыми, неярко выраженными дефектами, со сниженным зрением, соматической и нервно-психической ослабленностью и др.  Речевые нарушения являются  одной из наиболее распространённых проблем психофизического развития  детей дошкольного возраста. По данным логопедических отчетов учителей-логопедов Пуровского района, речевыми нарушениями страдают от 60 до 80% детей старшего дошкольного возраста. Существует постоянная тенденция к увеличению количества  детей с речевой недостаточностью, обусловленной органическими поражениями ЦНС. Зачастую данные нарушения проявляются на фоне ФФН, ОНР, НВОНР.  

Наиболее широко распространённым речевым нарушением в общеобразовательном дошкольном учреждении является легкая (стёртая) форма псевдобульбарной дизартрии. Основные проявления при стер той дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, слабость голоса, недостаточность дыхательной функции, искажение и замена звуков в слож ных по слоговой структуре словах и др.

По определению Л.В.Лопатиной «Стертая дизартрия — речевая патология, прояв ляющаяся в расстройствах фонетического и просодиче ского компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микрооргани ческого поражения головного мозга».  Данное речевое нарушение представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множе ственных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Данный вид речевых нарушений с трудом поддаётся коррек ции, требует длительной, систематической коррекционной работы и комплексного подхода. Кроме того, отрицательно влияет на формирование фонемати ческого, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

По утверждению Винарской Е.Н. [3]- «Если  дизартрические расстройства развива ются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией, если же развитие речи еще не закончено, то дизартрия становится базой для системных задер жек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка. Разно образные системные нарушения речи и психики нередко соче таются с педагогической запущенностью ребенка. Такой «букет» разнообразных факторов усугубляет трудности детского  развития и препятствует обучению детей в массовой школе».  

Это  доказывает необходимость подхода к  коррекционному процессу  с детьми с легкой формой псевдобульбарной дизартрии с позиции рассмотрения причин  не только, обуславливающих речевой дефект, но и принятие во внимание  дополнительных факторов, одним из которых является окружающая среда ребенка с речевой недостаточностью.

   Дошкольный возраст является одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребенка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребенка к воздействию факторов внешней среды. Под средой в педагогике рассматривается вся  окружающая действительность, в условиях которой происходит развитие личности. Место проживания ребенка, иными словами «географическая среда» оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются  наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми  вытекающими негативными последствиями  на здоровье  ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

В силу экстремальных природно-климатических факторов, условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны и дети, особенно дошкольного возраста, болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается недостаток массы тела. Наиболее чувствительны к факторам среды дети, и прежде всего младших возрастных групп. У детей Севера все чаще встречаются хронические формы сердечнососудистых заболеваний, болезней органов дыхания, пищеварения,  за счет увеличения частоты хронических форм патологии в округе увеличилось количество детей-инвалидов. Информация Администрации Департамента образования Пуровского района об итогах медицинского осмотра  детей за 2007-8 года свидетельствует об увеличении количества детей  с заболеваниями слуха, зрения, нарушением обмена веществ,  болезнями нервной системы, сколиозом, плоскостопием и  другими заболеваниями. Отметим также, что обеспокоенность ученых вызывает то, что девять из десяти обследованных детей-северян имеют выраженный дефицит йода, а каждый шестой школьник уже имеет эндокринную патологию, зачастую сочетающуюся с нарушением умственного и физического развития. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.

Климат Севера характеризуется рядом факторов, отрицательно влияющих на физическое состояние и здоровье детей. Большинство физиологов и клиницистов (А.П. Авцын 1972, В.Г. Бокша, Б.В. Богуцкий 1980, А.А. Буганов 2002, Н.М. Воронин 1981, Г.М. Данишевский 1968, В.П. Казначеев 1980, И.П. Неверова 1972, Н.Р. Деряпа 1965, и др.) считает, что неблагоприятное воздействие на организм оказывают длительный период низкой температуры воздуха, чрезвычайная неустойчивость погоды, сильные ветры, резкие перепады атмосферного давления; отрицательный годовой баланс солнечной радиации и неравномерное распределение ее в течение года за счёт продолжительных периодов полярного дня и ночи,  необычный световой режим в эти  периоды; близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты, геомагнитные бури,  что неизбежно создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу. Влияние на человека каждого из основных факторов, обладающих известной повторяемостью и одновременно аритмичностью, имеет свои особенности. Весьма часто именно апериодические возмущения, выводящие метеорологическую ситуацию из равновесия, оказывают существенное влияние на организм, самочувствие человека и систему его гомеостаза, а особенно на неокрепший детский организм.

В своих исследованиях академик В.П. Казначеев [7] показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 4-6 лет являются "переселенцами второй-третьей волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.   По данным И.Е. Оранского (1988), апериодические факторы,  возникающие внезапно, не имеющие ритмичности в своих проявлениях, в ряде случаев носят стрессовый характер и приводят к нежелательным последствиям уже только потому, что организм, не выработавший в себе мер защиты от них, реагирует на их возникновение общей реакцией, иногда превышающей возможности организма. Апериодические возмущения в атмосфере Земли, характеризующие различные сезонные периоды, могут вызвать изменения процессов гомеостаза.

Отмечено, что кровеносные сосуды на воздействие погоды реагируют как сокращением, так и расширением. Вторжение холодного полярного воздуха ведет к капилляроспазму, теплого - к расширению сосудов. Многими наблюдениями установлены факты возникновения болевых синдромов при ряде заболеваний в момент прохождения фронта циклонов (В.Ф. Овчарова, 1975).

Условия полярного дня и полярной ночи не являются безразличными в развитии ребенка. В одних случаях наступает удлинение периода дневного возбуждения, в других - удлинение фазы ночного торможения. Резкое увеличение интенсивности естественного освещения способствует повышению тонуса симпатической нервной системы и наоборот: короткий полярный день ведет к понижению тонуса нервной системы, быстрой истощаемостью нервных процессов, утомляемости и слабости нервных процессов. Кроме того, ультрафиолетовая радиация оказывает влияние на физическую работоспособность. Осадки резко изменяют состояние погоды и оказывают влияние на поведение человека. Морозная сырая погода, как и штормовая, способствует возникновению депрессивных состояний (В.Ф. Овчарова, И.В. Бутьева, Т.Г. Швейнова, 1974).

Контрастная смена погоды оказывает значительные перестройки в реакциях адаптации организма.  Возникающие метеорологические реакции вызывают нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижают уровень АД и физической подготовленности, усугубляют течение болезни. Несмотря на полноценное питание, для Севера характерно распространение эндогенных и экзогенных гиповитаминозов.

Особенно чувствителен детский организм к дефициту солнечной радиации в связи с развивающейся при этом недостаточностью витамина Д и нарушением фосфорно-кальциевого обмена. При отсутствии соответствующей коррекции происходят более глубокие изменения обменных процессов, определяемые недостаточным поступлением в организм витаминов С, Р, В1, В2, РР (В.П. Бисярина, 1978). Гиповитаминозы на Севере - частая патология не только у детей, но и у взрослых. При адаптации к условиям Севера наблюдается торможение углеводного обмена. При этом возникает дефицит водорастворимых витаминов В1 и В2, что, однако, не сопровождается типичной клинической картиной гиповитаминоза. Полноценная адаптация взрослого населения и детей невозможна без восполнения тех ингредиентов, которые тратятся.

Особое значение проблема  влияния климатоприродных экологических факторов на развитие детского организма имеет для детей с нарушением речи. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия. В клинической картине для детей с легкой формой псевдобульбарной дизартрии  проявляется в снижении критики, недостаточном самоконтроле, критичности,  неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости [4]. Комплексное воздействие природно-климатических факторов снижает функциональную и иммунологическую реактивность детского организма, способствует развитию рахита, простудных и инфекционно-аллергических заболеваний, сказывается на темпах физического и психического развития детей.

Таким образом,  негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера  является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. Следовательно, возможно предположить, что перечисленные ранее факторы  влияют  на  развитие, формирование  и процесс преодоления дефектов формирования речевых процессов.

Следовательно, дети с нарушением речи нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях (педагогических, психологических, медицинских), направленных на коррекцию их психомоторной и речевой сферы. Одним из успешных и эффективных средств, способствующих коррекции речевого дефекта у детей с легкими формами псевдобульбарной дизартрии   и преодоления сопутствующих нарушений, обусловленных природно-климатическими факторами, на наш взгляд, является применение  здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Для полного и правильного понимания данного процесса, необходимо  четко представлять, что такое  "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) по определению Н.К Смирнова [11] это – 1)системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего  ущерба здоровью его участников; 2)качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3)технологическая основа здоровья здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)

Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма

( закаливание, педагогическая психотерапия) .

Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

             Итак, «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья (физического, психического и социального благополучия) воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от многих факторов: программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Наше, дошкольное образовательное учреждение МДОУ-ЦРР детский сад «Белоснежка» расположен в  рабочем поселке района Крайнего Севера. В основе  воспитательно-образовательного процесса, в ДОУ, положена программа «Истоки», которая является программой «открытого вида», что предполагает творческий подход  в выборе основных  и парциальных программ узкими специалистами и педагогами.

 Детский сад полностью укомплектован педагогическими  и медицинскими кадрами, имеющими достаточно высокий профессиональный и квалификационный уровень, что позволяет успешно решать современные задачи развития личности ребенка.  Медицинской службой совместно с творческой группой педагогов ДОУ, была разработана и реализовывается программа «Здоровье», которая направлена на комплексное решение вопросов  оздоровления детей, формирование и пропаганду здорового образа жизни среди детей и родителей на основе индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми  выделено 3 направления работы, которые отражают основные разделы социально-оздоровительной  технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»[6].

  1. Физкультурное (организация рациональной двигательной активности в течении всего дня, индивидуально-дифференцированный подход к организации двигательного режима, распределение детей на группы здоровья, работа с группой ЧДБ детей).
  2.  Лечебно-оздоровительное (функционирование галокамеры, фитобара, аромотерамия, УО, тубус кварц и УВЧ (по назначению врача), различные виды массажа (по показаниям), группы ЛФК, сбалансированное питание, использование в питании  йодированной соли, круглогодичная С-витаминизация, закаливание, медикаментозная профилактика в период повышенной заболеваемости).
  3. Валеологическое (использование в работе с детьми адаптированной авторской программы О. Князевой и Р. Стёркиной «Основы безопасности  детей дошкольного возраста» )

Программа «Здоровье» предусматривает активное взаимодействие по всем разделам программы,  а для эффективности  проводимой работы в ДОУ разработан мониторинг здоровья воспитанников.

В разрезе данной программы и образовательной программы ДОУ (раздел - коррекционно-развивающая работа) используются дополнительные мероприятия с детьми имеющие речевые нарушения. Дети с нарушением речи выделяются  в особую группу- «группу риска». На заседаниях СМППс в  ДОУ разрабатывается  индивидуальный маршрут и  проводятся дополнительная система  средств, обеспечивающих здоровьесберегающую направленность педагогического процесса у детей с легкой формой псевдобульбарной дизартрии.

Виды здоровье-сберегающих педагогических технологий

Цель применения

для детей с дизартрией

Время проведения в режиме дня

Динамические паузы, упражнения на координацию  речи с движением (по Н.В. Нищевой)

-профилактика переутомления, развитие содружественных движений, развитие темпа и ритма, развитие лексико-грамматической стороны речи

Во время групповых и индивидуальных занятий, 2-5 мин. ежедневно.

Пальчиковая гимнастика (М.М. Кольцовой)

-развитие речевой функции под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в кору головного мозга.

С младшего возраста ежедневно (в удобный отрезок времени) в группе, логозанятия.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

(адаптированная)

-тренировка дыхательной системы через активный короткий вдох, нормализация дыхательной функции у детей дизартриков.

В различных формах физ.занятия, индивидуальные и подгрупповые логопедич. занятия

Самомассаж лица,

пальцев рук, аурикулярный массаж

(массажный комплекс)

-развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления  через  влияние внешних импульсов на кору головного мозга.

В старших и подготовительных группах на логопедических минутках 2р. в неделю.

Логопедический массаж (по Дьяковой Е.А.)

Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата (расслабляющий, тонизирующий). По индивидуальным показаниям.

Рекомендуется  5-10 сеансов (через день)

Фонетическая ритмика

 -цель упражнений - фонетическая грамотная речь

2 раза в неделю с младшего возраста  (воспитатель)

Кинезиологические упражнения

-развитие умственных способностей через определенные двигательные упражнения, улучшение межполушарного взаимодействия.

Используются на подгрупповых  и групповых занятиях с детьми с ОНР

Логоритмические упражнения

- нормализация темпа и ритма речи, развитие словарного запаса, автоматизация звуков  у детей с дизартрией, развитие мелодико-интонационной стороны речи

Проводятся со 2 мл. гр. 2 раза в неделю на музыкальных занятиях

Упражнения на релаксацию

-уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Проводятся психологом по назначению логопеда

Биоэнергопластика

(театр пальчиков и язычка)

-способствует лучшим достижениям в работе со звуками, создает реабилитацию для детей с поражением ЦНС.

Логопедические пятиминутки

Алфавит телодвижений

(С.И.Веневцев)

-укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Используется на занятиях по обучению грамоте.

Логопедические дорожки (по В.Ф. Базарному)

Формирование шагового логоритма, с целью повышения зрительно-фиксационых возможностей, скорости восприятия, качества психомоторных функций.

На логопедических занятиях 2 раза в неделю

фитотерапия

профилактическое средство при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физичес кой работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений моз гового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного то нуса.

Проводится строго по индивидуальным назначениям в зависимости от формы дизартрии

Фармакотерапия

(медикаментозный фон)

особен но необходима при коррекции речевых нарушений, обус ловленных недостаточной иннервацией органов арти куляции, купирова ние органических нарушений, усугубляющих речевую и интеллектуальную недостаточность

по назначению и под руководством высоко квалифицированных врачей.

В заключении, хочется отметить, что целенаправленная реализация программы «Здоровье», с использованием  здоровьесберегающих средств в работе  с детьми со стертой формой дизартрии,  позволило коллективу ДОУ повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников с проблемами в развитии, обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку, позволило добиться снижение заболеваемости, а также  совместными усилиями успешно  преодолевать дизартрические нарушения, осложненные влиянием природно-климатических факторов района Крайнего Севера.  

Литература:

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка, М., 2005г

3.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141, [3] с.: ил., - (Библиотека лого педа)

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

5. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. 2008 г.

6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века/Авт.-сост. Ю.А. антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф. Саулина.  М.2003.

7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980 

8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с ОНР. СПб., 2001.

9. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа листов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные посо бия».   — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.

10. Симкина П.Л. Стратегия здоровья в контексте педагогической валеологии:научный потенциал и практика, Изд-во «Петроградский и Ко» , Санкт-Петербург, 2002г., 224с.

11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.:АРКТИ, 2003.-272с. (Метод. библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение физического,психического,социального,нравственн...

Презентация: "Об использовании здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста"

Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации   к сохранению и укреплению собственного здоровь...

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Танцетерапия.»

Статья раскрывает суть танцетерапии, цели, задачи и возможности ее применения в дошкольном учреждении....

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию. Интересные факты о классике. Музыкальная аптека....

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста (презентация опыта коллегам)

Цель:сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной ...