Главные вкладки

    Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
    статья (младшая группа) на тему

    Казакова Елена Ивановна

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_malye_folklornye_zhanry_v_razvitii_rechi_u_detey.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малые фольклорные жанры в формировании

    речи у детей раннего возраста на занятиях

    и в повседневной жизни.

           С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве,  колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку.

            Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:

    1.           Вот проснулся петушок,              

                    Встала курочка.

              Подымайся, мой дружок,

              Встань, мой Юрочка.

    1.           Кто у нас хороший?

              Кто у нас пригожий?

              Ванечка – хороший!

              Ванечка – пригожий!

            

             Работая с детьми раннего возраста  прихожу  к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали») вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

            Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая  многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.

    1. Баю – бай, баю – бай,

    Ты собачка, не лай.

                Белолапа, не скули,

    Мою Катю не буди.

    1. Люли, люли, люли

    Прилетели гули,

    Стали гули ворковать,

    Стал Ванюша крепко спать.

            

    Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки:

    1. Мыли мылом ушки,

    Мыли мылом ручки.

    Вот такие ладушки,

    Ладушки – ладошки.

    1. Водичка – водичка,

    Умой мое личико.

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели….

       Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

    1. У нас много ребят,

    Все по стульчикам сидят,

    Кашу масляну едят.

    1. Люли, люли, люли

    Прилетели гули,

    Коровку подаили,

    Молочком напоили.

            

    Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:

    1. Вот они, сапожки:

    Этот с левой ножки,

    Этот  с правой ножки.

    Если дождичек пойдет,

    Наденем калошики:

    Этот с правой ножки,

    Этот с левой ножки,

    Вот так хорошо!

    1. Раз, два, три, четыре, пять,

    Собираемся гулять.

    Завязала Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Оденем на ножки

    Красные сапожки.

                 

         На прогулке наблюдаем за природными явлениями:

    1. Ой ты, зимушка-зима,

    Ты с морозами пришла.

    1. Дождик, дождик пуще,

    Будет травка гуще.

    1. Солнышко – ведрышко!

    Взойди поскорей,

    Освяти,обогрей,

    Телят да егнят ,

    Еще маленьких ребят.

        Незаменим фольклор и  при организации игр:

    1. Водят мыши хоровод,

    На лежанке дремлет кот.

    Тише, мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите.

    Вот проснется Васька-кот –

                Разобьет весь хоровод.

            

    Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:

    1. Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись.

    Наша деточка пойдет,

    Через киску упадет.

    1. Большие ноги

    Шли по дороге.

    Топ – топ – топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке.

    Топ-топ-топ-топ.

              Топ-топ-топ-топ.

            

                 Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.

    1. «Сорока-ворона»
    2. «Петушок-петушок»
    3.  «Наши уточки с утра»
    4. «Лиса по лесу ходила»
    5. «Гуси-гуси, га-га-га…»

               Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:

    1. Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка» );
    2. Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна» - старшая группа;
    3. Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»);

           

              Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф и даже теневой театр. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок.

            Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать  «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

            Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

            Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов.

    Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.

    1. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух ду-ду,

    А я дудочку нашла

    Пастушку отдала.

            Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

    Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

    Фольклорные жанры в воспитаниии и обучении детей раннего возраста.

    Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установл...

    Консультация для педагогов «Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»

    Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...

    Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

    Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда по формированию речи у детей раннего возраста с ЗРР.

    Конспект первого занятия логопеда с детьми раннего возраста. Это занятие направлено на формирование слухового и зрительного внимания, начального словаря, понимания речи и развития фонематического слух...

    Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

    Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

    План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"

    План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...