Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Быкова Светлана Владимировна

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiya.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных экологических

представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность»

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

1.1 Теоретическая значимость формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста………………………………………..5

1.2 Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста……………………..10

II. Практическая часть

2.1 Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»………………12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….17

Введение

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Именно поэтому в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.

Цель проекта – формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность.

Задачи проекта:

  1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  2. создать оптимальные условия для формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  3. разработать педагогическую технологию формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста;
  4. анализ, результативность, перспективность.

Участниками проекта являются дети группы раннего возраста и воспитатель.

Данный проект применялся с целью формирования элементарных экологических представлений у детей группы раннего возраста.

Данный проект может использоваться воспитателями групп раннего возраста и родителями для успешного формирования элементарных экологических представлений у детей 2-3 лет.

I. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

1.1 Теоретическая значимость формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка и нравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам.

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Вересова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и другие).

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе — хозяева природы или ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детям интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего, непосредственно образовательная деятельность, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка – полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. При этом следует особо обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.

У двухлетнего ребенка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

1.2 Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

II. Практическая часть.

2.1 Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»

Тема: «В гости в деревню»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи:

  • закреплять умения узнавать в игрушках домашних животных и называть их;
  • формировать основы взаимодействия с домашними животными;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • развивать активность детей при подпевании и пении;
  • обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных, прилагательными, обозначающими цвет и величину;
  • продолжать развивать слуховую дифференциацию и мелкую моторику рук.

Способы организации детей: сидя полукругом, стоя у стола.

Оборудование: игрушки (петушок, собака, кошка), мультимедийный проектор и экран, слайды с изображениями животных (корова, поросёнок, лошадь), музыкальный центр, аудиозаписи голосов животных (корова, поросёнок, лошадь).

Словарная работа: домашние животные.

Предварительная работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД

Воспитатель:

С добрым утром, с ясным днём!

Очень дружно мы живем!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в деревню, но путь наш не близок, поэтому поедем мы на поезде. Отправляемся в путь. Я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. Вставайте друг за другом и поехали. Ту-ту-ту-ту-ту (под музыкальное сопровождение дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровоз» (Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной)

(Музыкальный руководитель поет, дети подпевают)

Загудел паровоз

И вагончики повёз –

Чох-чох, чу-чу –

Далеко я укачу!

Воспитатель: Вот и остановка, мы с вами приехали в деревню. (Изображение деревни на экране).

Дети садятся на скамеечку.

Смотрите, ребятки, кто-то нас встречает.

Кто скажите, громко лает,

Дом хозяйский охраняет?

Кто это? (Собака)

Какая собака? (Большая, лохматая)

Как лает собака? (Гав-гав)

Воспитатель: Собачка, наши ребятки знают про тебя песенку (Дети исполняют песню «Жучка». Музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко)

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка,

Зубы острые,

Шёрстка пёстрая.

Гав! Гав!

Звучит голос петушка (Аудиозапись).

Воспитатель: ребятки, кто это кричит? Правильно – это петушок. (Показывает игрушку петушка).

Посмотрите, что у петушка есть.

Дети: Гребешок, клюв, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный.

Воспитатель: Петушок, наши ребятки знают про тебя потешку.

(Ребёнок читает потешку).

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Воспитатель: петушок очень любит клевать горошек, и я как раз принесла его. (Показывает баночку с фасолью и горохом). Вот беда, все перемешалось, (показывает, что в баночке). Посмотрите, ребята, здесь и фасоль, и горох. А нам нужен только горох. Давайте отберем для петушка только горох.

Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с горохом и фасолью, в середине стоит большая тарелка, дети отбирают в неё горох, а фасоль оставляют.

Воспитатель: Молодцы ребята. Угощайся петушок, дети постарались, все перебрали!

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Это петушок вам сказал «спасибо». Молодцы!

Давайте посмотрим, кто ещё здесь живёт (подходят к домику, воспитатель открывает шторку и говорит):

Бархатные лапки,

А в лапках цап-царапки.

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

Кто это? (Кошка)

Какая кошка? (Пушистая, белая)

Как кошка мяукает? (мяу-мяу)

Воспитатель: ребятки, кошка хочет с вами поиграть.

Динамическая пауза «Кошка»

Кошка лапки подними,

Кошка лапки опусти,

Кошка, кошка покружись,

А потом земли коснись,

И животик свой потри

Раз-два-три, раз-два-три.

Воспитатель: Ребятки, мы с вами повстречались с собакой, петушком, кошкой. Это домашние животные, они живут рядом с домом или в доме человека. Домашние животные приносят пользу людям, а люди ухаживают за ними. В деревне живут и другие домашние животные, послушайте внимательно, кого вы узнаете.

Дидактическая игра «Кто как кричит»

Звучат голоса домашних животных (корова, поросёнок, лошадь).

Дети отвечают – на экране появляются изображения животных.

Вот мы с вами и побывали в гостях. Где мы с вами были? Кого мы видели?

(Обобщение воспитателя). А сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся со всеми и поедем на паровозике.

Дети встают паровозиком, машут рукой и уезжают под песню:

Загудел паровоз

И вагончики повёз –

Чох-чох, чу-чу –

В детский сад я укачу!

Заключение

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их, исправить имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые, правильные.

Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Список литературы

  1. Андреевская, Е.Г. Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях. [Текст] / Е.Г. Андреевская. – М., 2010 г.
  2. Голицина, Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст] / Н.С. Голицына. – М., 2006 г.
  3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. – М.,2004 г.
  4. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа». [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.,2005 г.
  5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.,2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности

Игры-занятия по формированию изобразительных навыков способствуют активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно–моторного опыта, а также пробуждают творческую активность малышей в ...

Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...