Развитие пространственого восприятия
материал на тему

Варушкина Марина Валерьевна

Игры и упражнения для развития пространственного восприятия дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prostranstvennogo.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Развивать пространственные  представления  весьма  сложный и  длительный  процесс. Существуют такие понятия как макропространство и микропространство. Говоря о макропространстве, мы имеем в виду наше окружение (ориентировка в городе, на участке детского сада). Дети  старшего  дошкольного  возраста  достаточно  отчётливо  различают  протяжённость  расстояния  комнаты и улицы или дороги в  детский  сад. Однако   ряд предметов  и явлений,  как, например, расстояние  между  различными районами города, они не в состоянии воспринять непосредственно («Дом  бабушки недалеко,  надо  ехать на автобусе, и приедешь»). Это формируется немного позже, в начале младшего школьного возраста (7-8 лет).

Находясь в комнате или сидя за столом, ребёнок сталкивается с микропространтсвом, это всё, что находится в его поле зрения.

(Ребёнок может сказать с какой стороны от него находится дверь, где находится пол, потолок, дверь, стол, диван; в какую сторону нужно повернуть, чтобы оказаться в другой комнате и т.д.)  

Развитие ориентировки как в макро таки в микропространстве  в дальнейшем поможет  ребёнку  ориентироваться в  тетради, а это немаловажный фактор успешной подготовки к школьному обучению.  

Как же в домашних условиях развивать пространственное восприятие?

Упражнение 1.

Выкладываем перед ребёнком карточку и задаём вопрос: «В каком углу квадрата нарисована звезда?» (В верхнем левом.)

«Я повернул квадрат один раз по часовой стрелке» (показывает.) «В каком углу оказалась звёздочка?» (В верхнем правом.)

«А теперь я повернул квадрат два раза против часовой стрелки». (Поворачивает.) «Где сейчас звезда?» (В нижнем левом.)

«Я поворачиваю квадрат три раза по часовой стрелке». (Показывает.) «В каком углу звезда?» (В нижнем правом.)

Упражнение 2. Ребёнку предлагают нарисовать на листе бумаги в верхнем правом углу гриб, в верхнем левом углу круг, в нижнем левом углу треугольник, в нижнем правом углу овал, а в центре листа ромб.

Варианты фигур вы можете  придумывать сами, и важно помнить, что задания даются ребёнку постепенно.

Упражнение 3.

Нарисуйте предварительно на листе в клетку следующее: 1 квадрат      

оставьте  пустым, 2 –  красный, 3 – синий, 4 – жёлтый, 5 – зелёный, 6 –

пустой  

Ребёнку предлагают следующее задание:

Посмотри внимательно и представь, что все цветные квадраты переместились на 1 вправо, нарисуй, что же получится.

Задание и цветовую гамму  можно изменять, можно попросить ребёнка переместить квадраты влево, а можно вверх или вниз, если сделать схему вертикальной.

Аналогично выполняется и следующее задание: перемести все цветные окошки в доме на  1 клетку вверх или вниз.

Так же можно усложнять задание: зелёный переместился на 2 вниз, а красный на 1 вверх и.т.д.

                         

Упражнение 4.

Пирамиду собрали разными способами, раскрась все детали.

Упражнение 5.

Нарисуй каждый значок в своём квадрате. Значки и их место положения вы также можете распланировать самостоятельно.

 

                                                     

                       

Упражнение 6. Работа с квадратами.

Для этого  вам понадобится так же сделать предварительно шаблон.

  1. Раскрасть квадрат А1 зелёным цветом, Б2- красным. Варианты цветов и количество квадратов могут быть разнообразными. Так же вы можете попросить ребёнка не раскрашивать квадрат, а поставить в квадрате любой значок (точку, равно, букву и т.д.)

              1                 2

   
   

  1. Назови, какой квадрат раскрашен синим, а какой зелёным цветом.

                 1                 2

Дома вместе с ребёнком вы можете нарисовать   план его комнаты, план квартиры, а затем обсудить, задавая наводящие вопросы.

Рисуем план комнаты:

Вопросы: 1. Что  находится справа от  окна?

2. Что  находится в  центре комнаты?

3. Что стоит  слева от двери?

4. Что стоит  перед столом?

                                                  5. Что стоит слава (справа) от шкафа?

Детям очень  нравятся  игры, связанные с  ориентировкой   на  местности.

Выходя из детского сада,  вы можете спросить ребёнка в  какую сторону нам нужно повернуть, или  в каком направлении нужно идти, чтобы оказаться дома?

Вы  можете спрятать какую-нибудь  игрушку в  определённом  месте, а ребёнок должен  найти её, слушая  ваши   словесные  указания, либо ориентируясь по  начерченному вами плану.

Например: 5 шагов прямо, повернуть  на право, 4 шага вперёд, 2 шага назад, повернуть налево, этот предмет  находится в шкафу на  третьей  полке снизу, справа  от  книг.

Если  ребёнок делает  что-то неправильно, не  нужно  ему  говорить,  «Ты не  туда  пошел» -  это  установка откладывается  у  ребёнка как «Ты  всегда делаешь  неправильно», просто спросите «Ты хорошо подумал?» или скажите «Подумай!».  

Развитие ориентировки как в макро таки в микропространстве  в дальнейшем поможет  ребёнку  ориентироваться в  тетради,

 а это немаловажный фактор успешной подготовки к школьному обучению.

Педагог-психолог Варушкина М.В.

стол

шкаф

палас

кровать

стеллаж

комод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Развитие пространственного восприятия у детей с ОНР через Леготехнологии

Представлен опыт работы логопедиской группе развитие пространственных представлений с использованием Леготехнологии....

Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и развитие пространственного восприятия

Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и  развитие пространственного восприятия по четырем направлениям коррекционной работы со старши...

Формирование и развитие пространственного восприятия посредством дидактических игр и упражнений

В картотеку педагогам дидактические игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников...

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия у детей с тнр.( Технология Е.Н.Потаповой)

Использование методов Моделирования как средства развития пространственного восприятия  у детей с тнр.(Технология Е.Н. потаповой)...

Использование лабиринтов в развитии пространственного восприятия у детей с нарушением зрения

В данном материале представлена методика использования игр-лабиринтов в развитии пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения...

«Развитие пространственного восприятия детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Опыт работы с детьми ОВЗ с нарушением зрения по развитию пространственного восприятия в игровой деятельности....