Родителям будущих первоклассников
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Середенко Оксана Юрьевна

Данная статья знакомит родителей с особенностями, влияющими на успешную адаптацию ребенка как к школе так и к саду в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников


Будущие первоклассники - это те, кому сегодня от 0 до 7-ми. Одним до школы еще далеко, а у других родители полны тревоги. Справятся ли! Как готовить ребенка к школе, как не превратить обучение в мучение для всей семьи?

А детство у человека действительно длинное. Оно составляет около четверти жизни и заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тот огромный объем информации, который позволит существу занять достойное место среди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства, биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остается меньше.

Обучение начинается с рождения и первые 6-7 лет - самый интенсивный период. В это время мозг накапливает большую часть представлений о мире. Вопрос, чему и когда учить, оказался совсем не праздным. Существуют возрастные периоды, в которые мозг наиболее чувствителен к определенный видам информации.

Науке известно, что дети так называемых малоцивилизованных народов, до 3-х лет опережают сверстников, воспитанных по европейским стандартам. Младенец в силу необходимости живет на теле матери. Защищенный телом матери, он вступает в большой, разнообразный, яркий мир, который запечатляет как нечто неразрывное с образом матери. Теперь сравните состояние ребенка, которого изо дня в день укладывают в кроватку и он видит над собой только белый потолок, где и взгляду зацепиться не за что. И не удивляйтесь, если малыш начинает бунтовать. Сенсорный голод для него мучительнее пищевого. Не сердитесь на ребенка, который требует новых впечатлений. Его мозг желает учиться.

Младенчество - это возраст запечатлений. Причем это не фотографии лиц и предметов, а единый динамичный мир, в котором живут люди с их эмоциями, происходят различные события и течет время. К трем годам ребенок из "духовного эмбриона" превращается в человека опытом познания и эмоционального переживания окружающего мира.

А теперь поговорим об изолянтах. Так биологи и психологи называют тех, кто вырос в информационно бедной среде. Если забрать котят сразу после рождения, то кошки, выросшие без матери, отказываются кормить своих детей. Они же часто рождают не жизнеспособное потомство. Опыт с обезьянами, который бал назван "безмамные мамы", показал, что животные, выросшие без матери, без эмоционального контакта, агрессивны и жестоки к своим детям. К сожалению, человечество знает, что такое "приютские дети". Их раннее детство лишено полноценной информации о мире и людях. Очень редко взрослая жизнь бывших детдомовцев складывается удачно.

Так чему же учить до трех лет? Недавно на прием пришла молодая мать с трехлетней дочкой. С обидой сказала: "Буквы учить не хочет". Бедный ребенок. Вместо большого мира ей подсовывают непонятные символы. А ребенок желает видеть солнце и небо. Он замечает, что луна бывает большой и маленькой, что небо может быть голубым или серым, что бывают облака и звезды. И у себя под ногами он находит уйму интересных вещей: траву и цветы, муравья и кузнечика, ворону и синицу. Помогите ребенку разглядеть, что есть куст, а есть дерево, елка и береза, что одуванчик и ромашка похожи, но это не одно и то же. Через смену дня и ночи ребенок познает время. Он уже способен отделить "было", "есть" и "будет", хотя "вчера", "сегодня" и "завтра" появятся позже.

Ребенок запечатлевает мир как целое. До трех лет мозг стремиться набрать как можно больше информации. Поэтому он заставляет маленького человека везде лезть, дотягиваться, добираться, доковыриваться, даже с опасностью для жизни. И окрики старших "не лезь", "не трогай", "убьешься", только подзадоривают исследовательское поведение ребенка. Стоит вам ослабить бдительность, и он все равно доберется.

Группу детей предупредили, что нельзя заходить на половину комнаты, отгороженную веревкой. И лишь только за эксперементатором закрылась дверь, дети начали исследовать это "нельзя": одной ногой, потом запрыгивали двумя, а через несколько минут "опасная зона" с победным визгом была взята.

      Ребенок познает мир всем своим существом. Он осязает его языком и    губами, ладонями и подошвами, исследует вкус, запах, цвет, форму, звуки. Для полного восприятия очень важно, что бы все каналы, все органы чувств получали информацию. Эти знания о мире необходимы, чтобы состоялся следующий этап, когда будут устанавливаться связи между предметами и явлениями, когда будут формироваться понятия, когда мышление позволит человеку шагнуть за пределы непосредственного восприятия. И не надо дергать ребенка окриками. В этом возрасте инстинкт исследования сильнее слов. Если вы умный родитель, вы уберете опасности и поможете ребенку исследовать мир.

Известно, что люди, выросшие в информационно бедной семье, не достигают высокого уровня образованности и плохо приспосабливаются к жизни. Чтобы сделать среду информационно бедной, не обязательно держать ребенка в пустой комнате. Если взрослый не отвечает на детские "почему" или отмахивается формальным "вырастешь - узнаешь", в голове ребенка образуется каша из впечатлений, которую он не может упорядочить. Это вызывает чувство тревоги, мир воспринимается угрожающим. Ребенок становится суетливым, раздражительным, капризным. Вдумайтесь в вопросы детей, они - философски глубоки, на них и ответить бывает трудно. Только не отвечайте, как эта незатейливая мамаша. Ребенок, прочитавший вывеску, спрашивает: "Мама, а что такое Кавказ?" Мать: "Это ресторан такой, а днем столовая". Так и уйдет эта нелепость в память.

                                                                                                         

Детская память очень емкая. Ее ячейки еще свободны для информации, и очень важно, чтобы эта информация была качественной, то есть чтобы она максимально отражала реальный мир. Я погрешу против библейского утверждения, что "вначале было слово". Каждый начинает свою жизнь с запечатлений, с образа, а уже потом мы учимся обозначать все словами - символами. Без образа нет ни слова, ни мысли.

Желая видеть своего ребенка в школе отличником, родители начинают рано обучать его чтению. Это хорошо, если информационный голод утоляется реальным восприятием образов, а буквы и слова лишь сопутствуют активному познанию. Но если только символы и коды будут заполнять ячейки детской памяти, то получится читающая и пишущая машинка, которая если что-то и знает, то мало понимает, а еще меньше умеет. Вы определенно встречали детей - резонеров, таких маленьких старичков. Их рассуждательство поражает сложностью, не детскими оборотами речи. В их жизни коды заменили живое восприятие, поэтому на седьмом году жизни на вопрос : "Чем отличается елка и береза?" - они четко рапортуют: " Елка зеленая, а березка белая". Различие между кленовым листом и бабочкой они видят в том, что "у бабочки усики, а у листика - палочка". Еж и елка отличаются только размерами. Усвоив речевые штампы, они меньше интересуются содержанием понятия, их мышление становится формальным. В школе эти дети могут быть на хорошем счету, т.к. система обучения тоже во многом формальна. Но учатся-то они не для школы, а для будущей жизни! Лишенные практики образного познания и эмоционального опыта они могут оказаться несостоятельными на всю жизнь.

И не надо думать, что детские запечатления сотрутся. Они уйдут в память и будут храниться до тех пор, пока не станут актуальными. Забытая информация всплывет из глубины памяти, объединиться с новыми впечатлениями и создаст новые знания. Обучение тому, с чем когда-то встречался, пойдет успешнее.

Так вот для чего человеку такое длинное детство, и главный возраст в нем - до 6-ти лет. И пожалуйста, не перепутайте. Буква - это только одно из средств получения представлений о мире, и она может ничего не значить, если ячейки памяти окажутся пустыми.

АИФ за 1995-96гг

Магнитская зачем нужно длинное детство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...