Главные вкладки

    Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе ?"
    материал (младшая группа) по теме

    Материал содержит информацию о понятии ( готовность к школе). Раскрываются параметры физической готовности к школе, психологической. эмоциональная зрелость, социально -коммуникативная готовность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что значит
    "ребенок готов к школе"?

    Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

    Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни - учеба - деятельность обязательная, общественно-значимая. Он отвечает за нее - перед учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

    А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли позволить малышу.) Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке - это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.

    Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).

    Само учение - и по содержанию, и по организации - резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

    Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. (Если до недавнего времени начальное обучение представляло собой лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с первого класса.)

    Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

    Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям

    .  Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

    Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

    Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

    1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

    2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

    3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

    И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

    Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

    При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

    При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика



    Предварительный просмотр:

    Условия развития правильной речи ребенка

     РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей.

    Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

    • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.
    •  Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
    • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
    • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.
    • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее —тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
    • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
    • Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

    Отметьте основные моменты в развитии речи ребёнка первого года жизни:

    • Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
    • С какого возраста он начал понимать речь взрослых? ( На вопрос: «Где мама, папа, мишка?» — отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)
    • Когда произнёс первые слова и какие?
    • Сколько слов ( и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
    • Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит, но не всегда верно?

    У ребёнка второго года жизни проверьте:

    • Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение( например, взять со стола ложку, отнести её на кухню и т.д.)
    • Легко ли он повторяет за взрослым слова, небольшие фразы?
    • Какие звуки ребёнок произносит отчетливо, достаточно ясно, какие не всегда четко?
    • Из какого количества слов ребёнок строит предложения?
    • Как часто ребёнок вступает в общение со взрослыми ( с другими детьми0 по собственной инициативе?

    Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ребёнка надо обратить внимание.

    У ребёнка третьего года жизни проверьте:

    • Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова ( например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
    • Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
    • Как часто задаёт вопросы, как, передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
    • Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?

    У ребёнка пятого года жизни проверьте:

    • Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание картинки, предмета?
    • Какие звуки произносит недостаточно отчетливо или неправильно?
    • Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
    • Различает ли на слух близкие по звучанию или произношению звуки, например, «ш» и «ж», «л» и «р»? как ребёнок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнаёт определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки «с» или «ш»?
    • Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет отклонений в темпе речи?
    • Умеет ли при пересказе сказок пользоваться интонационными средствами?

    У ребёнка шестого-седьмого года жизни проверьте:

    • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
    • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
    • Может ли по картинке самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
    • Какие допускает грамматические ошибки в речи- правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

    Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

    Консультация на тему «Как подготовить ребенка к школе»

    простые советы для родителей будущих первоклассников...

    Консультация для родителей. Речевая готовность ребенка к школе.

                                                   Наиболее значимым дл...

    Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

    Цель: уточнение представлений родителей детей с речевыми нарушениями о процессе подготовки к обучению в школе.  Задачи:активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка;уточнить представ...

    Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."

    Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....

    Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

    Автором представлен практический материал для родителей воспитанников подготовительной к школе группы по их подготовке к обучению....

    консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе"

                    Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что р...