игровая деятельность дошкольника
статья по теме

Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, дом построен из песка, не в этом дело – фантазия ребенка дополнит действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_doshkolnika.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность дошкольника.

МДОУ № 2 г. Руза

Воспитатель Шабан Т.К.

Доклад прочитан на общем родительском собрании

2003 год

Основное время ребенок проводит в играх. Игра для него – сама жизнь, радость, счастье. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.» - говорил А.С. Макаренко. Если внимательней присмотреться к играм, перед взрослыми раскроется мир ребят – их интересы, склонности.

Игра – это своеобразная деятельность детей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую его жизнь, и прежде всего действия взрослых людей с предметами, труд, разговоры и отношения между собой. Игровая деятельность очень разнопланова. Игра социальна по своему происхождению, поэтому очень важны сюжеты игры и ее содержание. Типичным для игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемы, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности.

В сюжетно-ролевой игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения. В игре (сюжетно-ролевой) ребенок по особому самостоятелен: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

В игре формируется личность ребенка, своеобразие детской игры, конечно же, требует от нас большой деликатности в руководстве игрой. Важно, что бы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Воспитатель создает все условия для развития игры, вызывает у детей интерес к действительности, целеустремленно направляет игру, влияет на нее. Но это вмешательство должно быть тактичным, продуманным. Например, Игорь и Вова играли в строительный материал, строили многоэтажный дом. Им не хватило для постройки материала. Игра остановилась на одной точке. Рядом Саша играл с машиной. В это время я поинтересовалась во что играют дети. Стремясь продолжить игру я обратилась к мальчиками: «Скоро вы достроите свой дом, и пригласите нас на новоселье?» Вова сказал, что им не хватает материала, его нужно привезти. Тогда я им подсказала, что материал может подвести Саша. Они с удовольствием пригласили Сашу играть с ними, он взял на себя роль шофера и игра продолжилась. Саша подвозил на машине материал, мальчики сгружали его и строили дом. Воспитатель должен быть доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Воспитатель так же должен позаботиться о том, чтобы в играх детей в достаточной мере использовались и развивались способности детей, расширялся круг их знаний, и чтобы содержание игр становилось более полным, богатым и интересным.

Сюжетно-ролевая игра, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения, не только в ходе игры, но и в повседневной жизни. Дети, по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные  эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герою, т.е. дети выражают свое отношение к нему комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. А мы, взрослые, получаем возможность использовать такое стремление ребенка вне игры, в процессе обращения с ним в повседневной жизни; напоминаем ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу, или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе и т.д. Дети в своих играх любят изображать работу матери в семье, покупку продуктов, уход за детьми и другие домашние дела. Ребенок в игре принимает на себя различные роли. Это помогает ему учиться быть смелым и сильным духом, быть вежливым и внимательным к окружающим, справедливым, помогать в беде. Игровая форма не мешает ребенку осознавать серьезность выполняемой задачи. Ребенок передает в игре действительность как реально существующую. Например, Ваня начал перевозить строительный материал для постройки гаража и бросил, я ему заметила, что теперь машины будут мокнуть под дождем, будут мокрые, грязные. «Это у меня обеденный перерыв, сейчас пообедаю и дострою гараж». В детском саду мы должны помогать детям развивать творческую игру, она заинтересовывает ребенка, вызывает желание играть.

Так педагог А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо». Ситуация «разрыва» помогает ребенку глубже осознать жизненную практику. Совместная игра требует от детей соподчинения не только вследствие взятых на себя ролей, но и в силу жизненных, реальных, а не воображаемых отношений между играющими. Но ведь отношения бывают как положительные, так и отрицательные. Здесь-то и нужна наша помощь, чтобы привлечь внимание детей к правилам, задачам его ролевого поведения и взаимоотношениям играющих. Несколько слов об отрицательном игровом образе. Мы не должны поощрять его в самостоятельной сюжетно-ролевой творческой игре. Большинство детей (при правильных условиях воспитания в семье) не хотят брать на себя отрицательные роли. Им более по душе роли героические, гуманные (капитан корабля, спасатели, пожарные, врач и т.д.). Но есть у нас в группе и такие дети, как Игорь Бун, Ваня Г., Кирилл, которые с удовольствием берут роли «бардитов», «пиратов». Стараемся их переубедить, возбудить у ребенка желание подражать и в жизни, и в игре лучшим образам. Особенно, в выборе отрицательных ролей, влияет на ребенка игры-драматизации, театрализованные игры. Здесь нам особенно надо быть осторожными в отборе материала, ведь дети очень эмоциональны, эмоции могут их захлестнуть и заслонить верное отношение к отрицательному персонажу. Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если мы, взрослые, организуем беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций и др. Нам, необходимо оказывать воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, спросить ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, подсказать, что покупатели благодарят продавцу, а продавец вежливо приглашает опять приходить в магазин.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, приготовить обед… Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, дом построен из песка, не в этом дело – фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана.»

Хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем  требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...