рекомендации родителям по приобщению детей к чтению
методическая разработка по теме

Дикова Алла Андреевна

рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к чтению?

(советы родителям)

За этим вопросом стоит замечательное желание ответственного родителя, заботящегося о духовном формировании личности своего ребенка. Но одного этого желания мало.  Этой статьёй, хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, да и человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век  предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидение, визуальный компьютерный ряд.

Хочется доказать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретет, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги.

Первое - с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Родителей часто интересует вопросы: С какого возраста ребёнка можно записать в библиотеку? С какого возраста ему можно читать книги? Да как только он начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Здесь названы лишь классические вещи, сейчас таких красочных, ярких книг очень много. Именно они нацеливают ребёнка на образное восприятие рассказанной в книге истории.

А потом придут другие сказки, где картинок меньше, а текста больше, например «Теремок», «Машенька и медведь» и др. В этот период возникает очень ответственный момент – ребенок начинает включать собственную фантазию, рисовать образы произведения в своём воображении. Именно чтение делает человека творцом этих образов, режиссером собственного кино по мотивам читаемых книг.

В чём заключается неповторимая миссия книги? Повторю, что в современном мире духовным  и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии. Конкурируя с чтением за ежедневный культурный досуг человека, они, конечно, имеют свои положительные стороны, но готовая картинка, готовый образ, которые они нам предлагают, не развивает фантазии.

    В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно не образование, не самообразование. Книга – это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может  бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.

Рекомендации родителям по развитию интереса у детей к чтению.

 1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

 2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

 3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

 4. Читайте вслух с ребенком не менее 10 - 15 минут в день.

 5. Хвалите ребенка за чтение.

 6. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

 7. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

 8. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

 9. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

 10. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

 11. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

 12. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

 13. Какие слова или выражения запомнились ему?

 14. Чему учит эта книга?

 15. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

 16. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

 17. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

 18. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

 19. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

 20. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.  

        Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

         Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время чтения родители сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

 

Дорогие родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение?

1. Хорошо развитая речь ребенка – это:

один из показателей регулярного чтения;

2. Большой словарный запас;

3. Умение грамотно строить предложения;

4. От чтения зависит выразительность, красота речи. Ребенок эту выразительность перенимает от героя произведения; художественный текст так действует на ребенка, что это происходит совершенно незаметно. Чтение и грамотность языка общества очень тесно связаны.
5. Чтение развивает интеллект ребенка, дает знания, у ребенка вырабатывается привычка к познанию, он начинает сопереживать героям.

6. Чтение играет очень важную роль в психофизиологическом развитии ребенка: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Почему чтение влияет на воображение? У каждого читающего создается свой портрет героя. Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово! Читающий ребенок – это ребенок, стоящий на пути творческого развития!

7. Влияние чтения на нравственный уровень развития личности. Чем больше говорить ребенку, чтобы он, например, помогал старшим, тем больше возникает сомнений, будет ли он действительно помогать. В художественном произведении нравственная идея редко подчеркивается. Надо очень хорошо подумать, проанализировать произведение, чтобы обнаружить нравственный аспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Памятка родителям по приобщению детей к чтению книги"

Памятка родителям:какую книгу выбрать для чтения ребёнку;как пользоваться книгой...

Роль родителей в приобщении детей к чтению

Чтобы ребёнок любил читать....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»

Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

Буклеты для родителей по приобщению детей к чтению

Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга...

Рекомендации для родителей«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"...

"Рекомендации для родителей по приобщению детей к чтению книг"

В статье говорится о значении регулярного чтения в развитии детей, даны эффективные рекомендации по приобщению детей к увлекательному и очень полезному занятию....