"Рекомендации для родителей по приобщению детей к чтению книг"
консультация

В статье говорится о значении регулярного чтения в развитии детей, даны эффективные рекомендации по приобщению детей к увлекательному и очень полезному занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_chteniyu.docx6.4 КБ

Предварительный просмотр:

"Рекомендации для родителей по приобщению детей к чтению книг".

   Регулярное чтение книг имеет большое значение в развитии личности каждого ребёнка, в развитии его интеллектуальных, умственных и коммуникативных способностей. Дети, которые много и регулярно читают, лучше учатся. И это вполне обоснованно.                                                                                                                            

   Во-первых, они более усидчивы и внимательны, так как привыкли концентрировать своё внимание на чтении книг.                                                                               Во-вторых, у читающих детей хорошо развита память. Им не приходится многократно возвращаться к предыдущим страницам, чтобы освежить прочитанное в памяти – с ранних лет они привыкли слушать и читать довольно большие произведения.                                                                                                                    В-третьих, у таких детей хорошо развито логическое и аналитическое мышление, потому, что, находясь в центре описываемых событий, они привыкли следить за их развитием, за ходом мыслей автора и его персонажей, сопереживать героям произведений, задумываться над сюжетом.                                                                                                                                                В-четвёртых, читающие дети способны грамотно о лаконично выражать свои мысли, у них хорошо развита речь и богатый словарный запас – ведь они читают и цитируют произведения знаменитых мастеров и творцов русского слова.                                                                                                                                            В-пятых, читающие дети более эрудированные, просто потому, что много читают, а, следовательно, и больше знают.                                                                                              

    Но прежде всего, книга – это источник духовного обогащения, духовно-нравственного развития личности. Бывает так, что никакие беседы, нравоучения, методы и приёмы не помогают, а одна хорошая книга может достучаться до самых закрытых участков человеческой души.                                                                              Психологи утверждают, что привить ребёнку любовь к чтению можно до 10 лет, дальше будет сложнее. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может так и не состояться.                                                                                                                                                

      К сожалению, последние два десятилетия, идёт значительное снижение читательской активности среди практически всех возрастных категорий и в первую очередь среди детей и молодёжи. Развитие научно-технического прогресса, компьютерные технологии, появление новых возможностей и увлечений, постепенно вытесняют чтение книг из нашей жизни. Но в то же время, трудно не согласиться с тем, будут ли наши дети читать книги или нет, зависит от нас самих, от нами же расставленных приоритетов.                                        

       Разберём два примера. В обоих случаях родители вроде бы понимают значение чтения в развитии ребёнка, но…                                                                                

      В первом случае родителям проще дать в руки ребёнка планшет, смартфон или мышку от компьютера и разрешить играть в игры, чем увлечь его книгой. Ведь приобщение к чтению книг требует много времени и терпения. В основном, конечно же, это относится к тем родителям, кто сам не проявляет интереса к чтению. В данном случае на первый план родители ставят свои личные интересы.                                                                                                                                              

        А вот второй пример и ещё одна крайность. Родители слишком много внимания уделяют всестороннему развитию ребёнка. Кроме уроков и внеклассных занятий в школе он посещает несколько спортивных секций, различные творческие студии, участвует в различных мероприятиях и пр. пр.  Ребёнок на столько загружен, что на чтение книг даже при всём желании у него просто не остаётся ни времени, ни сил…                                                                                                                                                    

      До определённого этапа жизни детей, пока они не способны самостоятельно принимать верные решения, родители и педагоги обязаны заниматься их воспитанием и образование, правильно расставляя приоритеты для гармоничного развития личности каждого ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.                                                                                                                                     Итак, самое главное это понимание того, что чтение книг необходимо вашему ребёнку, а также желание и готовность помочь ему приобщиться к этому очень увлекательному и полезному занятию. Какие же необходимо учитывать условия, которые могут помешать этому процессу?  Остановимся коротко на каждом.                                                                                                                                                      

 ▪ Недостаточное внимание родителей к данной проблеме. Если вы хотите, чтобы ребёнок читал в будущем книги, не бойтесь знакомить его с ними с рождения и до того момента, когда он сможет самостоятельно ориентироваться в выборе книг. Чтение должно быть регулярным и систематическим, стать хорошей привычкой не только для ребёнка, но и для всех членов семьи.                                                                                                                                            

 ▪ Психологическая и педагогическая некомпетентность по данному вопросу. Приобщая детей к чтению книг необходимо учитывать их возрастные особенности организма и психики. Надо понимать, что невозможно приобщить ребёнка к чтению книг, заставляя его это делать. Необходимо изучить хотя бы элементарные методы и приёмы для того, чтобы заинтересовать и увлечь его этим процессом.                                                                                                                                              ▪ Отсутствие условий для чтения. Когда детей попросили написать небольшое сочинение на тему «Почему я не люблю (люблю) читать книги», один ученик из многодетной семьи написал так: «Я люблю читать! Но мне все мешают!»…                                                                                                                                                    

     Уважаемые родители, ваша задача создать все условия, чтобы каждый ребёнок в семье мог в спокойной обстановке не только делать уроки, но и заниматься любимым делом, а тем более чтением. Чтобы чтение было вдумчивое, осознанное и приносило удовольствие ничто не должно мешать этому процессу.                                                                                  

 ▪ Отсутствие книг. Их просто нет или есть, но очень мало. Приобщить к чтению книг можно только через книгу! Причём через самые обычные бумажные книжки с картинками, которые так любят дети! Когда у ребёнка разовьётся привычка и любовь к чтению, вот тогда он будет читать в любом варианте, пусть то будет обычный бумажный вариант или электронная книга.                                                                                                

▪ Неправильно подобранная литература. Родители не подбирают книги, подходящие именно их ребёнку. Многие думают, что для их чада достаточно нескольких базовых и самых известных книг. Родители читают или предлагают ребёнку самостоятельно прочесть эти книжки не один год и удивляются, почему ребёнок не хочет. Книг в доме должно быть много, и они должны быть разные: книги-картинки, книги с поэзией, сказки, интерактивные книги, современные авторские истории и классика детской литературы. Неизвестно, когда ребёнок проявит интерес к тому или иному литературному жанру. Ваша задача – предлагать. Только не одну и ту же книжку, а разные произведения. Так же необходимо обращать внимание на то, чтобы книги соответствовали возрасту: объём произведения, содержание, размер шрифта, оформление.                                                                                                                          

  ▪ В семье не практикуется совместное чтение. Также немаловажный фактор в совместном чтении книг – это искусство чтения. Не забывайте читать эмоционально, разными голосами, с интонацией и паузами. Если при чтении вы монотонно бубните и засыпаете, значит и ребёнок не будет вас слушать. Читать надо с удовольствием!                                                                                                                                                              

  ▪ Родители не читают сами. Привить ребёнку любовь к чтению можно только личным примером. Как известно, дети мало обращают внимание на слова, а больше смотрят на поступки.                                                                                                                                                                                                                                          

   Если учитывать указанные выше условия, то результаты по приобщению детей к чтению книг будут очень ощутимые. Дети будут развивать свою речь, учиться думать, анализировать и понимать произведения. А это, конечно же, очень пригодится им при обучении в школе и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации родителям по приобщению детей к чтению

рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы...

"Памятка родителям по приобщению детей к чтению книги"

Памятка родителям:какую книгу выбрать для чтения ребёнку;как пользоваться книгой...

Рекомендации для родителей«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к чтению книг»

Решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова. Важно, начиная с первых шагов, ...

Выступление на родительском собрании «Приобщение детей к чтению книг в семье» Старший дошкольный возраст.

Помочь   родителям осознать ценность детскогго чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников....

Рабочая программа кружка приобщению детей к чтению: «Книга и я лучшие друзья»

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в св...