Главные вкладки

    Выступление на родительском собрании «Приобщение детей к чтению книг в семье» Старший дошкольный возраст.
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Жиляева Нина Ивановна Яркина Татьяна Викторовна

    Помочь   родителям осознать ценность детскогго чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на родительском собрании

     «Приобщение детей к чтению книг в семье»

    Старший дошкольный возраст.

    Цель:

    помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.

     Задачи:

    Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.

    Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку.

    Привлечь родителей к созданию буктрейлера.

    Ход:

    Уважаемые родители!

             Многие из Вас сталкиваются с проблемой нежелания детей читать книги. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

    ПОЧЕМУ  у детей пропадает интерес к чтению? Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. Мы вовсе не хотим сказать о том, что бумажные книги лучше электронных, и что айфоны и айпады – вредны. Жизнь не стоит на месте. В практику чтения взрослых и детей входят удобные и часто малогабаритные электронные носители. Но, дети  еще не могут самостоятельно и осознанно отбирать  лучшие по содержанию и художественной форме тексты, они сталкиваются с «информационным мусором», низкопробной литературой. А родители не всегда обращают на это внимание – занят ребенок, и, слава богу!

    Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению самих родителей. Стали меньше читать взрослые, т.к. книги перестали быть для них ценностными приоритетами. 

    А если и читают, то недостаточно и нерегулярно, бессистемно, выбор произведений спонтанный, непродуманный («что есть под рукой»), не учитывающий интересы и предпочтения ребенка, его возрастные особенности.

    Беседы по содержанию произведения проводятся редко,  вопросы носят случайный характер, в них отсутствует оценка взаимоотношений героев, их поступков, уделяется недостаточное внимание  особенностям жанра, композиции, языку, часто сводятся лишь к тому «Понравилась книжка или нет?». Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.  Вследствие чего,  процесс чтения становится неинтересен ребенку, воспитательное воздействие отсутствует.

    Кроме основной  воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций.

    1. Познавательная. 

    Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.

    1. Развивающая. 

    В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.

    1. Развлекательная. 

    Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.

    1. Мотивирующая. 

    Определенные моменты из книги, качества и поступки героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление жизненных ценностей, изменение своего поведения. Такое, казалось бы, пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций.

    Дети, полюбившие чтение  лучше успевают в школе,  точнее излагают свои мысли, и не только  в устной речи, но и письменной.

    Как приобщить детей  к чтению,  развить  интерес к художественной литературе?

    Чтение начинается с семьи.

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

    Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к  книге.  Книга  входит в жизнь ребёнка  с самого раннего  возраста,  сопровождает его на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь.   Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность детей  дошкольного  возраста, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Если в семье любят  книги  и много  читают, то и  ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

           Семейное чтение - это не просто и не только чтение вслух, это особая атмосфера доверия, сопереживания.

    Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

    Через книгу ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло,  ненависть  и дружбу, смелость и трусость.  Книга   закладывает в ребёнке  моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.  

    Неоценимую помощь в увлечении чтением могут оказать старшие члены семьи. Дети будут слушать, затаив дыхание истории бабушек и дедушек, истории о приключениях знаменитых героев, созданных  известными писателями. Такие писатели, как Джек Лондон, Марк Твен, Вальтер Скот, Александр Дюма, Александр Пушкин и другие классики мировой литературы навсегда оставят неизгладимый след в памяти малышей. Истории из книг этих писателей вызовут интерес детей, и они сами захотят прочитать продолжения этих книг.

    Важно и другое - совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

       Происходит общение между членами семьи, которого так не хватает в современном ритме жизни, совместная деятельность сплачивает семью, у детей и родителей появляются общие интересы.  

    Совместная деятельность родителей и детей позволяет значительно лучше понять индивидуальные особенности своего ребенка и увидеть грани личности своего малыша.

    Как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

    Предлагаем рекомендации, которые вам в этом помогут:

    • Чтение должно стать для малыша неким ритуалом.

    Поэтому, прежде всего, необходимо создать условия, которые бы отличались от шумных игр. Перед тем как начинать читать книгу, выключите компьютер, телевизор, радио, усадите ребенка рядом с собой. Важно, чтобы ребенок видел лицо говорящего, его мимику.

    • Читайте ребенку книги с самого детства: 

    сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

    • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. 

    Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.

    • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. 

    Пусть в вашем доме будет много разнообразных книг, создайте библиотеку, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.

    • Важно подбирать книгу по возрасту. 

    Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для  старших дошкольников  и школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.

    • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.

    • Книги должны быть разнообразными и интересными. 

    Нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.

    • Беседуйте  с детьми о прочитанном.

    Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.

    • Поддерживайте интерес к прочитанному. 

    Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» -  на балет.

    • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. 

    Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».

    • Прививайте любовь к книгам,

    как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.

    • Не отказывайте ребенку в чтении,

    когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.

    • Учить читать ребенка нужно не навязчиво,

    особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.

    • Играйте в чтение.

    Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

    • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. 

    Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.

    • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.

    • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. 

    Это побуждает всех домочадцев читать больше.

    • Заводите семейные традиции, связанные с чтением.

    Например, воскресным вечером — общее чтение.

    • С самого детства читайте ребенку с выражением,

    используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

    •  Рассказывайте ребенку о личности автора, 

    и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.

    • Откажитесь от телевизоров в спальнях,

    как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.

    •  Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. 

    Ваше настроение передается ребёнку, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

    Рекомендуем   Вам   новый  современной метод  приобщения детей  к чтению книг - создание буктрейлеров.

     Предлагаем Вам просмотр буктрейлеров, которые создали родители с детьми под моим руководством.

    Просмотр буктрейлеров:

    Щербинина София «Живая шляпа» Н.Носов,

    Худяков Александр «Приключения Мюнхаузена» Р.Э. Распе,

    Курочкин Александр «Беседы о войне» Елена Ульева,  

    Моисеенко Данил "Муфта, Полботинка и Моховая борода",

    Марочкин Устин «Муха цокотуха» К. Чуковский

    Буктрейлер_ это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.

    Главная задача буктрейлера - заинтерсовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создания буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.

    На сайте «Университет Детства», в мероприятиях  огранизаторы «Книгобум» предлагают совметную работу взрослых и детей по созданию детских  буктрейлеров.

    Создание буктрейлера – увлекательное, интересное занятие и для детей и родителей.

     

    • Вызовет у ребенка интерес к процессу  чтения художественной литературы, и желание читать.

    • поможет   ребёнку выбрать из опубликованных  буктрейлеров,  

    книгу, которая его заинтересует, и он захочет, чтобы ему  её прочитали!

    • ребенок почувствует себя в роли артиста, родитель в роли режиссёра.

    • Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

    Использование современных технологий при создания буктрейлера  вызывает у детей огромный интерес.  Съёмка видеокамерой, использование программ  для редактирования видео, отправка на сайт через сеть Интернет – привлекает детей к этому процессу и делает его  увлекательным занятием.

    • Поднимает самооценку ребёнка, значимость его как личности:

    - его буктрейлер видят многочисленные  подписчики Книгобума;

    - он своим буктрейлером заинтересовал других детей, и «дети прочитают   книгу по моему совету!»

     – труд оценён, ребёнок получаете благодарность от организаторов Книгобума.

    И самое главное – это время, проведённое вместе с ребёнком! Происходит общение между членами семьи, которого так не хватает в современном ритме жизни, совместная деятельность сплачивает семью, у детей и родителей появляются общие интересы.  

    Как заинтересовать ребёнка в создании буктрейлера?

    Предлагаем вам несколько вариантов для создания интереса ребенка к этому занятию:

    • После чтения, понравившегося ребенку произведения, поинтересоваться, о том, хотел бы он, чтобы другие дети (из группы детского сада, друзья) тоже его прочитали. Рассказать, как это сделать. Показать опубликованные буктрейлеры. Предложить создать буктрейлер, чтобы дети прочитали книгу, которую советует он САМ.
    • Вспомните с ребенком ранее прочитанные произведения. Спросите, знает ли он, какие книги читают другие дети. Предложите посмотреть опубликованные буктрейлеры на сайте «Книгобум». Рассказать, как создаются буктрейлеры. Предложить создать свой буктрейлер, чтобы дети узнали, какие книги читают в его семье.
    • Предложите ребенку  выбрать из просмотренных буктрейлеров, книгу, которая его заинтересовала. Прочтите ее, побеседуйте о ее содержании. Предложите ребенку посоветовать другим детям, какую книгу прочитать, создав для этого буктрейлер.

    Как создать буктрейлер?

    1. Заинтересовать ребенка, мотивировать его на это занятие (для чего, цель)

    1. Выбрать книгу, о которой хочется рассказать

    2. Написать сценарий к буктрейлеру.

    Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что будет дальше. А это возможно, лишь прочитав книгу.
    Видеоролик не должен быть длинным, не более 2 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя — потенциального читателя

    3.

    Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации из книги, игрушки для обыгрывания.

    Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации — значит рисованные, если аниме — значит аниме, если фото — значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

    4.

    Записать видеоролик. Ролик должен цеплять и интриговать. 

    Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Помните, «буктрейлер должен быть перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную в книге» (А. Архангельский)

    Зарегистрироваться на сайте «Книгобум» и отправить свой видеоролик.

     Ждать сюрприз – просмотр с друзьями и членами семьи опубликованного  буктрейлера на канале ЮТуб и благодарность от организаторов  Книгобума!

    Более подробно познакомиться с рекомендациями по созданию буктрейлера вы можете на сайте:

    https://doshkolka.rybakovfond.ru/knigabum

    Желаем Удачи!

    Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»

    Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

    Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.

    Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной ...

    Авторская сказка для чтения родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

    Сказка про самостоятельность.  Автор : Надежда Гервиц.Для родителей и детей старшего дошкольного возраста.Сказка вошла  в отредактированном виде  в составе авторских материалов педагога...

    Авторская сказка для чтения родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

         Сказка о счастье.  Автор Гервиц Н.Л.Для родителей и детей старшего дошкольного возраста.Сказка вошла  в отредактированном виде  в составе авторских материалов...

    Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме: «Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»

    Добрый день  всем присутствующим в этом залеТема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»    В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сох...

    Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

    Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

    Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...