Главные вкладки

    выступление по теме: "Методика организации и проведения сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"
    методическая разработка (старшая группа)

    ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

    Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_organizatsii_i_provedeniya_igra.docx20.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

    Методика организации и проведения сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

    В рамках региональной сети повышения квалификации.

     По программе курса:

     «Реализация ФГОС в практике

     педагогов дошкольных образовательных организаций.

    Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК

    2017 год

     Слайд 2 Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

    Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

    Слайд 3   Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.

    Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий.

     Слайд 4.  Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

    Слайд 5. Сюжетно ролевая игра планируется в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, в малой группе, в паре, в ходе режимных моментов. Роль педагога в ходе игры – второстепенная. Педагог учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр, объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, включает в игру застенчивых детей, способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек, способствует овладению детьми более новым, сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

     Слайд 6.   Этапы руководства игрой:

    -     подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

    -   основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

    -  участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

     Слайд 7.    А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

    Выбор игры.

    Определяется конкретной воспитательной задачей.

    Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

    Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

    Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

    Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

    Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО и ИКТ для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

     Слайд 8. Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

    Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

     Слайд 9.  К пяти – шести  годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

    Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер.

     Слайд 10. Подведя итог: я могу сказать, что развитие игры должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, именно от нее во многом зависят эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей.

    Слайд 11. Рассмотрим модель построения сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская»

    Цели и задачи:

    • Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера.
    • Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители.
    • Развивать у детей умения самостоятельно развивать сюжет, согласовывать тему, распределять роли.
    • Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
    • Расширять словарный запас, активизировать речевую активность.

    Слайд 12.  Предварительная работа. Изготовление недостающих атрибутов (альбома с прическами)

    Слайд 13. Рассматривание журнала с прическами.

    Слайд 14.  Беседы с детьми по данной теме. Знакомство с участниками игры и игровыми действиями.

    •  Парикмахер (мастер): делает прически, моет голову, сушит феном, подстригает, беседует с клиентом, дает советы.
    • Клиент: делает заказ, рассчитывается за выполнение заказа, благодарит мастера.
    • Кассир: принимает плату за услугу, дает сдачу.
    • Администратор: организует работу сотрудников, ведет запись клиентов, выписывает талон на определенную сумму для оплаты, делает заявки на приобретение косметических средств.

    Слайд 15.  Ход игры. Клиент делает заказ, администратор ведет запись и назначает время.

    Слайд 16. Мастер выполняет свою работу. Клиент благодарит мастера за работу.

    Слайд 17. Клиент рассчитывается за оказанную услугу. Кассир дает сдачу.

    Сюжет данной игры можно усложнить. Давайте с вами подумаем как? (ответы слушателей)

    Слайд18.  В данной игре роль клиента может выполнять не только ребенок, взрослый, но и кукла либо мягкая игрушка.

    Слайд 19  Задание для слушателей.

    Разработать модель сюжетно – ролевой игры.

    - определить игровую ситуацию

    - определить цели и задачи,

    - продумать предварительную работу.

    - определить роли и игровые действия,

    -продумать организацию, ход  игры.

    - продумать выход из игры.

    Слайд 20  Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

    Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

    Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

    Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

    План-конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе. Тема: «Салон красоты»

    План-конспект организации и проведения  сюжетно-ролевой игры в старшей группе. Тема: «Салон красоты»...

    План-конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе. Тема: «Больница»

    План-конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе. Тема: «Больница»...