Главные вкладки

    Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме: «Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Шиваракова Раиса Евгеньевна

    Добрый день  всем присутствующим в этом зале

    Тема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»

     

       В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велико  ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

    Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение, беседа,  разучивание литературных произведений, игры на основе сюжета художественного произведения, театрализованные игры и др.

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, пеструшек, прибауток, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные его возрасту.

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnom_seminare_bibliotekarey_po_teme.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме:

    «Роль книги  в жизни ребенка дошкольного возраста»

             

              Добрый день  всем присутствующим в этом зале

    Тема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»

       В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велико  ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

    Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни,  в дошкольных учреждениях  с самого раннего возраста прививают любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывают грамотного читателя. С введением ФГОС дошкольного образования,  чтение впервые выделяется как самостоятельный

    вид основной образовательной деятельности в детском саду.

    Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для

    воспитания, будущего взрослого талантливого читателя. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение, беседа,  разучивание литературных произведений, игры на основе сюжета художественного произведения, театрализованные игры и др.

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, пеструшек, прибауток, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные его возрасту.

        Для полноценного восприятия литературного произведения педагоги обращают внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведений художественной литературы.

    Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

    Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

    Худ./литер формирует у детей культуру речи, развивает образную речь, увеличивает словарный запас. При анализе любого литературного текста дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

    Формируя культуру речи  ребенка,  главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, точно,  ясно и эмоционально передавать

    мысли и чувства в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

    Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

    В детском саду дети знакомятся с русскими и зарубежными поэтами, писателями, сказочниками. Созданная в ДОУ предметно развивающая среда способствует приобщению детей к худ литературе  с раннего возраста. В каждой группе детского сада выделены зоны художественного чтения или   уголки книг,  где согласно возрастным особенностям детей размещаются книги или библиотека, которая постоянно пополняется новой литературой различной тематики. Дети  в самостоятельной деятельности рассматривают книги, педагог может прочитать понравившуюся ребенку книгу, может предложить родителям  прочитать детям дома. В «Книжкиной  больнице» дети «лечат» испортившиеся книги.

    Наше дошкольное учреждение в рамках проектной деятельности социального партнерства активно сотрудничает с детской библиотекой. Совместно сотрудниками библиотеки обсуждаем цели и задачи предстоящей работы.  Разработали план совместной деятельности, уточняли  особенности проведения экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, обсудили с педагогами возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

       Формы, которые мы используем для осуществления преемственности:

    - экскурсии в библиотеку;

    - знакомство и взаимодействие с библиотекой;

     - участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

    - тематические выставки книг;

    -совместные мероприятия;

    На базе библиотеки для воспитанников нашего детского сада регулярно проводятся конкурсы, тематические праздники, развлечения. Так, например, в ДОУ реализовался проект «Спасибо деду за победу» и в рамках проекта была запланирована экскурсия в библиотеку.   Ольга  Свекровина  и другие сотрудники  библиотеки  организовали для детей экскурсию по библиотеке, познакомили с выставкой «Прочитанная книга о войне - мой подарок ко Дню победы»,  провели  мероприятие с презентацией по теме «А что ты умеешь?».

    Однако, чтобы наше сотрудничество было  более тесным,  хотелось бы создать на базе ДОУ «Литературную гостиную»,  в которой сотрудники библиотеки проводили совместные встречи с детьми, педагогами и родителями. Основная  задача которой -вызвать интерес у детей и взрослых к личностям писателей, желание ближе познакомиться с их творчеством. Помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам.

          Подводя итог своему выступлению, хочу отметить что:

    • художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством;  
    • книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.
    • чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.      

    Это должны осознавать, в первую очередь мы - взрослые люди, педагоги и родители, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы хотим чтобы наши дети  выросли духовно- нравственными,  интеллектуально  развитыми, культурными людьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

    В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

    МО Выступление тема: " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста" 2015 г.

    Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.Воспитание начинается в семье. Именно в о...

    Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

    Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

    Консультация для родителей. Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

    Кносультация полезна для родителей, которые хотят, чтобы книга стала для ребенка  полезным другом и источником знаний....

    Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в жизни ребенка".

    Выступление на родительском собрании, по теме «Роль семьи в жизни ребенка», о приоритетной форме семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения....