ПРИВЫЧКИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья по теме

Булычёва Софья Евгеньевна

В дошкольном возрасте формируются навыки и привычки нравственного поведения. Ребенок учится помогать родителям, воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делится гостинцами, игрушками и т. п. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер будущего гражданина.
Особое внимание уделяется трудовому воспитанию как важнейшему компоненту и вместе с тем средству нравственного развития ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, приобретает привычку к трудовому усилию. Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд — первейшая и почетная обязанность каждого советского человека.
С возрастом меняются мотивы, которые побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Это связано с тем, что ребенок все больше осознает свое поведение. Меняются и методы воспитания навыков и привычек нравственного поведения. Важное значение приобретает объяснение, почему ребенок должен поступать так, как его учат.
Малыша первых лет жизни привлекает, как показано выше, сам процесс выполнения действия: манипулирование ложкой, одевание или складывание кубиков в коробку. Он охотно принимает предложение матери нести небольшую покупку, получая от этого истинное удовольствие. Совершать подобные действия ребенка побуждает интерес к ним. Безусловно, немаловажную роль играет и достижение результата: кубики ровно уложены, колготы натянуты и т. п. Но в раннем возрасте все-таки важен не столько результат сам по себе, сколько то одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия.
Между двумя и тремя годами у детей появляется отчетливое стремление к самостоятельности, выражаемое настойчивым «Я сам!». Оно побуждает ребенка к овладению умениями и навыками, связанными главным образом с самообслуживанием, выполнением культурно-гигиенических правил. В связи с этим все большее значение приобретает результат действия: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда это ему удается. Одобрение взрослым успехов малыша укрепляет это ощущение и побуждает к новым усилиям.
В дошкольном возрасте основным мотивом приобретения навыков и привычек становится осознание значения результатов своей деятельности для себя и для других людей. Теперь ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение (детского сада, квартиры), следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд надо уважать.
В процессе многократного выполнения правил (требований) закрепляются необходимые навыки и привычки. При этом взрослый объясняет ребенку смысл требований, почему именно он должен поступать так, а не иначе. Это помогает малышу не только усвоить правило, но и применять его в разных ситуациях.
Ценность привычного поступка определяется тем, какими мотивами движим ребенок. Например, все дети старшей группы твердо усвоили и выполняют правило: когда в группу входит гость, ему надо подать стул и предложить сесть. «Почему надо поступать так», — спрашиваю детей. Большинство ребят ответили правильно: «Чтобы гостю было приятно, что его хорошо встретили»; «Чтобы отдохнул, может быть, устал» и т. п. Лишь ответ Юли огорчил: «Чтобы он сказал: «Какие вежливые дети!».
Совершая одно и то же привычное действие, дети руководствовались разными мотивами. Поэтому так важно не только расширять круг навыков и привычек и укреплять их, но и формировать ценные с точки зрения морали мотивы, побуждающие ребенка к их усвоению. Как-то на собрании в старшей группе мама одного очень аккуратного мальчика поделилась опытом воспитания сына: «Дома заведено: каждой вещи — свое место. Боря к этому привык. Приходим домой, спрашиваю, все ли у нас в порядке. Иногда сам заметит, а нет — намекну: «Что-то у нас дорожка сбилась или обувь в прихожей разбросана». Он тут же исправит. Боря — непременный участник уборки квартиры. Кончим работу, спрашиваю, хорошо ли убрано. Если забудет со своей полки пыль стереть, спрошу, не пыльная ли полка. Он посмотрит и сотрет пыль. Стараюсь не журить, а, наоборот, советуюсь с ним, поддерживаю его. Не упускаю случая сказать, как у нас хорошо, чисто, уютно. А вчера, смотрю, принес с прогулки желтых листьев клена, поставил их в вазу и любуется. Нравится ему, а самое главное, хочется нам с отцом приятное сделать...» Так формируются у детей коллективистические мотивы поведения: желание кому-то помочь, доставить радость другим, проявить гостеприимство и т. п.
В дошкольном возрасте сохраняются прежние приемы воспитания навыков и привычек: показ, побуждение к подражанию, упражнение. Наряду с ними все большее значение, как было сказано, приобретает объяснение, как надо действовать и почему именно так. Не теряет своего значения и одобрение правильного поведения. Однако не следует чрезмерно захваливать ребенка за то, что он поступил так, как должен был поступить. Желание заслужить похвалу становится в таком случае главным мотивом его поступков и тем самым придает им эгоистическую направленность.
Указанные приемы воспитания навыков и привычек нравственного поведения обеспечат успех только при условии соблюдения общих правил воспитания.
На одном из собраний бабушка Коли, выслушав доклад воспитателя, спросила, как поступить, когда ребенок не подчиняется требованиям. «Учу его постель застилать, а у него одни шалости на уме: разбросает все — подушку в одну сторону, одеяло — в другую и убежит. Велю сложить игрушки, а он: «Не буду». Из дальнейшей беседы выясняется, что мальчик и в остальном непослушен. Оказалось, что родители не уделяют ребенку достаточного внимания, переложили воспитание на бабушку, но вместе с тем с ее мнением не считаются, не поддерживают ее. Родители то все разрешают Коле, то вдруг начинают журить его, читают нотации. Понятно, что в этой семье в воспитании у ребенка навыков и привычек не соблюдались основные педагогические требования. В воспитании мальчика прежде всего должен быть единый подход всех членов семьи.
На том же собрании мать другого мальчика рассказала о том, что сын Гена во всем ей помогает. Вместе с отцом стараются все сделать до прихода мамы с работы, чтобы ее порадовать: ужин приготовят, в квартире приберут. «Он у меня все умеет: и свои носочки постирает, и даже паркет суконкой до блеска натрет, от отца научился».
Привлекая ребенка к посильному домашнему труду, родители стараются подчеркнуть, что своим участием он оказывает помощь старшим, используют каждый удобный случай для того, чтобы дать ребенку почувствовать его сопричастность к делам семьи, к ее общим заботам.
Большое значение имеет отношение самих родителей к домашним делам. Если они тяготят родителей, и ребенок видит это, он также относится к домашней работе как к неприятной обязанности, которую надо выполнять только из-за того, что этого требуют взрослые. Если же родители весело и дружно трудятся по дому, распределяют обязанности между всеми членами семьи и старательно их выполняют, ребенок получает хороший пример, побуждающий его трудиться с желанием.
Овладение трудовыми навыками способствует самоутверждению ребенка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможностью оказать помощь взрослым. Видеть плоды своих трудов — аккуратно застеленную постель, уложенные рядами кубики, в полном порядке игрушки — доставляет ребенку большое удовлетворение. Некоторые родители считают, что привлечение ребенка к труду якобы лишает его счастливого, беззаботного детства, и выполняют за ребенка то, что он может делать сам. Сейчас ребенку все ново, все интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Пройдет время, у него появятся новые дела, новые заботы, и то, чем так он увлекался, перестанет его интересовать. Поэтому так важно, чтобы эти дела стали для ребенка привычными, в противном случае, будучи школьником, он станет избегать их. Постелить постель? Эка невидаль! Что в этом интересного, когда тебя ждет кружок по авиамоделизму или секция фигурного катания, кружок кройки и шитья... Другое дело, когда воспитана привычка. Встал с постели — не заметил, как и убрал ее. Так привык, что и мытье посуды — привычное дело.
Вместе с тем уже в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у ребенка привычку к трудовому усилию. Случается, ребенок с желанием берется за работу, но вскоре охладевает к ней, бросает, не закончив. Надо добиваться от ребенка, чтобы он доводил начатое дело до конца. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый должен вместе с ребенком закончить работу, но не оставлять ее незавершенной. Привычка к трудовому усилию — необходимое условие воспитания трудолюбия.
Какие же трудовые навыки и привычки должен приобрести ребенок?
В три-четыре года закрепляются и усложняются навыки самообслуживания, приобретенные ранее: ребенок учится есть аккуратнее, пользоваться вилкой, салфеткой, полностью одевается и раздевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, умывается, правильно пользуется полотенцем.
При обучении умениям и навыкам наряду с показом большое значение приобретает объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным и одобрение даже небольших его успехов помогут в воспитании этих навыков.
Ребенок уже может оказать помощь домашним: помогать накрывать на стол, уносить посуду после еды, с помощью взрослых кормить домашних животных, поливать комнатные цветы, а в летнюю пору — растения на грядках, сеять крупные семена, сажать лук, собирать овощи. Систематически привлекая ребенка к этим делам, взрослые воспитывают у него привычку оказывать помощь окружающим.
У ребенка четырех-пяти лет продолжают укрепляться навыки самообслуживания. Если в семье есть младшие дети, он может помочь им одеться, раздеться и не только оказать помощь, но и научить младшего делать это самостоятельно. Так формируется заботливость, привязанность к младшим братьям и сестрам. Это обязывает и его самого хорошо владеть навыками самостоятельности.
Более разнообразной становится и помощь взрослым. Дети учатся вытирать пыль с мебели, содержать в порядке и чистоте свои игрушки, накрывать на стол. С помощью взрослых они могут подклеивать книги, стирают кукольную одежду, могут рыхлить землю, поливать цветы, сгребать опавшие листья.
В овладении этими навыками детям помогает пример взрослых и объяснение, как, например, работать граблями, чтобы, сгребая листья, не захватывать при этом слой земли, или взрослый показывает, как и где вытряхнуть тряпку, после того, как ребенок сотрет пыль, и т. п.
Ребенок пяти-шести лет должен научиться полностью убирать свою постель — и это становится его привычкой, чистить обувь, пришить пуговицу. Важно не только научить малыша этим навыкам, но и формировать привычку замечать непорядок в одежде: оторвавшуюся пуговицу, запачкавшиеся ботинки и т. п. — и самому по собственной инициативе устранять его. Дети обычно охотно выполняют поручения и просьбы взрослых принести что-нибудь, поднять и т. п. Но они не всегда могут догадаться выполнить то же самое по собственной инициативе.
Остановимся еще на одной распространенной в семьях привычке ежедневно приносить ребенку гостинцы. "Что принесла мне, мама?" - так образно определяет ее содержание воспитатель. - Что бы вы желали? Чтобы ваш ребенок любил вас или доставляемые ему приношения? Радовался бы встрече с вами или тому, что вы ему дарите? Вы любите свое дитя (даже когда оно великовозрастно) беззаветно, бескорыстно и жаждете взаимности. Зачем же, когда он мал, приучаете его к корысти?
Такой упрек воспитателя может быть направлен, к счастью, не ко всем родителям, а лишь к тем из них, кто, приходя домой, считает своим долгом принести ребенку игрушку, конфету или другой, специально для него приготовленный гостинец. Малыш еще едва ходит, а уж спешит навстречу маме или бабушке не для того, чтобы их поприветствовать, а за привычной «данью». «Сё пинеся?» — спрашивает крошка, еще не умея правильно произнести слово, но уже усвоив привычку получать гостинец. «Пинеся» со временем превращается в правильное «принесла», тон становится все требовательнее. Так привычка рождает неприятную черту характера.
Еще одна привычка нравственного поведения — просить разрешения, когда хочешь взять ту или иную вещь, принадлежащую другому: папину книгу, бабушкины спицы... Эта привычка не просто дань вежливости. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Если пятилетняя Марина не возьмет конфету или пирожок, не спросив предварительно разрешения, можно быть уверенным, что она самовольно не завладеет чужой игрушкой, а в школе — учебными принадлежностями соседа по парте. Сколько детских конфликтов возникает из-за того, что своевременно не воспитали у детей эту привычку! «Зинаида Петровна, а Коля взял у меня машину», или Зинаида Петровна спрашивает Борю: «Ты почему обидел Таню?» — «А зачем она без спросу у меня книгу взяла?» и т.п.
Теперь несколько слов о голубой мечте большинства взрослых — привычке ребенка к послушанию. Послушный ребенок, по мнению некоторых, — это тот, кто имеет привычку беспрекословно подчиняться требованиям взрослых. «Взрослые все знают, все умеют»,— примерно такую мысль внушаем мы детям. Но ведь и ребенок должен приобрести опыт, научиться самостоятельно принимать решения, находить правильный выход. Жизнь многообразна, всех ситуаций не предусмотришь, советов на все случаи не дашь. Привычка к послушанию, безусловно, необходима, но при условии удовлетворения детского «почему».
Трехлетняя малышка бегает по комнате, сбросив туфли. Мать строго приказывает: «Не бегай в чулках, нельзя этого делать» — и усаживает дочку на диван. В другой раз та же девочка развлекается, катаясь по скользкому, натертому паркету как по льду, в носочках, без обуви. Мать возмущенно фапоминает, что уже запретила так делать. Девочка резонно отвечает, что ей мама «не велела в чулках бегать, а я в носках катаюсь». На этот раз мама показала дочке, как испачкались мастикой ее белые носочки. Девочка вслед за матерью сокрушенно покачала головой. Теперь запрет матери стал ей понятным.
Дошкольников часто называют «почемучками». Вот такой почемучка, по имени Витя, пришел в гости к тете Оле. В комнате прямо на полу, в том месте, куда солнышко прислало своего зайчика, свернувшись клубочком, сладко спал совсем маленький котенок. «А почему маленький?» — спросил Витя, , который до того был знаком лишь с огромным котом Васькой. «Еще не вырос», — отвечала хозяйка. Витя умиленно гладит котенка и вдруг целует его. «Так нельзя», — говорит тетя Оля. «А почему?» — хочет знать Витя. «Нельзя», — могла бы сказать тетя Оля, положившись на свой авторитет взрослого. Однако от такого запрета значительно меньше было бы пользы, чем от самого элементарного объяснения, к которому и прибегла тетя Оля. Она сказала примерно так: «Котенок бегает по полу, по улице, а водой и мылом не умывается. Будешь его целовать, тебе в рот может попасть грязь, и от нее ты заболеешь». Витя внимательно слушает, широко открыв глаза. В другой раз он не станет этого делать.
Привычка к послушанию — не слепому повиновению — помогает ребенку перенять опыт взрослого.
Методы ее воспитания различны: в одних случаях эффективно объяснение, в других, когда ребенок настаивает на своем, помогает так называемый метод естественных последствий. Этот последний заключается в том, что ребенку, настаивающему на своем неразумном требовании, предоставляется возможность поступить по-своему и ощутить те последствия, от которых хотели оградить его старшие. Например, пятилетнему мальчику не терпится обновить только что купленные лыжи. При первых же снежинках он просит разрешения покататься. Ему объясняют, что снега еще недостаточно, но мальчик продолжает упрашивать. «Хорошо, — говорят ему. - Попробуй». Думается коментарии излишни.
В дошкольном возрасте закладываются и основы правдивости — неотъемлемой черты каждого честного человека. И начинается она, как и многие другие черты характера, с привычки говорить всегда правду.
Маленький ребенок еще не в состоянии понять, почему надо говорить только правду и чем отвратительна ложь, но, выполняя указания взрослых, он привыкает освещать событие так, как оно было.
Старшего дошкольника уже надо убеждать в необходимости быть правдивым, честным; он способен понять объяснение родителей, в чем порочность лжи. Поощряя правдивое признание ребенком вины, приводя примеры из жизни других людей, используя художественную литературу, упражняя ребенка в честных поступках, родители формируют у него привычку всегда говорить правду. Многое зависит от поведения самих родителей. «Я нечаянно», — огорченно говорит Витя, протягивая осколки разбитой им чашки. То, как будет воспринято его сообщение, во многом определит его дальнейшие поступки. Возмущение, бурная сцена, а может быть, и наказание не послужат поощрением для честных признаний. Но Витя потому и не побоялся признаться, что уже знал по прежнему опыту: его поймут, разделят с ним его огорчение.
— А вот к чему может привести чрезмерно строгое отношение к ребенку, — рассказывает воспитатель старшей группы. Шестилетний Вова полчаса простоял на морозе, не решаясь пойти домой. Он перелезал через невысокий забор, зацепился за гвоздь и в результате зияющая дыра на новеньких брюках. Он чувствует себя виноватым и оттого еще более несчастным. «Ох и будет же мне взбучка», — думает Вова, вспоминая, как отшлепал отец старшего брата — третьеклассника, когда тот потерял по дороге из школы шарфик.
В то время как воображение его рисовало мрачные картины ожидаемого наказания, мимо пробежал огромный черный пинчер. Он обнюхал Вову и побежал своей дорогой. Лицо Вовы вдруг озарилось, он отряхнул остатки снега, прилипшего при падении, и решительными шагами направился домой. «Меня собака...» — плаксиво заговорил он с порога. Мама испуганно бросилась навстречу, осмотрела сына и, убедившись, что он не покусан, а только разорваны брюки, успокоилась и даже обрадовалась, что так обошлось. Правда, она обещала найти хозяина и «показать» ему, как допускать, чтобы собака на ребенка бросалась. Но вскоре она о своей угрозе забыла. Вова был доволен своей удачной выдумкой. Все обошлось наилучшим образом, кроме... самого главного: Вова получил урок лжи.
Чрезмерная строгость, нежелание понять ребенка, угроза расправы за то, что может случиться с каждым, в том числе и со взрослым, отсутствие взаимопонимания ведут ко лжи, которая, повторяясь, становится привычкой.
За годы дошкольного детства привычка обманывать, если она возникла, не может укрепиться прочно. Поэтому нормализация взаимоотношений с ребенком, разумная требовательность, исключающая злоупотребление запретами, и личный пример старших помогают, как правило, искоренить ее. Если группу посещает ребенок, который обманывает воспитателя или своих сверстников, прежде всего необходимо выяснить, какова ситуация дома, каковы предпосылки этой привычки. Вот дети играют в семью. «Я буду папа, — говорит Валерик, — а ты мой сынок. Если будут мне звонить, скажи, что меня дома нет, а я почитаю». (Видимо, копирует собственного отца.) «Не давай Вале коробку, скажем, что у нас нет», — слышит воспитатель разговор двух девочек. Беседой с ними педагогу вряд ли достаточно ограничиться. Есть серьезный повод для выяснения положения дел в семье.
Вместе с тем надо иметь в виду, что не всякая неправда в устах ребенка может рассматриваться как умышленный обман. Богатство и некритичность детского воображения заставляют порой самого ребенка совершенно искренне и убежденно верить в свою выдумку, видеть в ней реальность.
Пятилетний Коля поражен при виде огромного бумажного змея, которого накануне запускали старшие мальчики. На следующий день в детском саду он рассказывает: «Вчера ребята запускали огромного змея, с дом величиной. Он полетел к самым звездам». «Так уж и с дом?» — недоверчиво спрашивают девочки. «Честное слово», — говорит Коля, нисколько не сомневаясь в правдивости своих слов. Воспитатель не стала разочаровывать мальчика. Ведь выдумка его была безобидна, преувеличение — плод фантазии.
В детском саду и дома ребенок усваивает правила культурного поведения, вежливого отношения к взрослым и сверстникам.
Выше шел разговор о навыках правильной речи, и в частности произношения. Как бы ни были важны они, их недостаточно, чтобы мы, взрослые, были спокойны, могли считать, что речь ребенка совершенна. Прислушаемся, как говорят дети, когда они, раскрасневшись, играют мячом или в салочки. Не награждают ли друг друга обидными словечками, вроде «дурак», «глухая тетеря» и др. Привычка пользоваться грубыми словами может закрепиться, если она будет оставлена взрослыми без внимания.
Ребенок где-то услышал бранное слово, не зная его значения, употребляет дома, как ему кажется, в самый подходящий момент. Но... мама почти в обмороке, папа покраснел... Такая паника ни к чему. Ведь дело идет не о привычке ребенка пересыпать речь бранными словами, которая, к сожалению, встречается у взрослых и даже старших школьников. Ребенок повторил то, что не следовало, не по злому умыслу, а по неведению, и узнав, что это плохо, при правильных взаимоотношениях со взрослыми не станет больше употреблять эти слова.
«Волшебное слово» — это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Стало ли привычкой вежливое обращение с просьбой для вашего сына или дочери? Когда ребенку, требовательно заявляющему «дай», напоминаешь: «А где волшебное слово?» —он тут же исправит: «Дай, пожалуйста».
Воспитатель советует родителям поправлять ребенка, когда он называет других детей, употребляя их имена в пренебрежительной форме — Ирка, Колька, Вовка и т. п. «Вовка сегодня здорово слепил ракету», — рассказывает вечером Толя, делясь событиями дня, проведенного в детском саду. «А Зинка ее уронила и раздавила. Петька еще лучше слепил. Он, знаешь, как лепить умеет, как скульптор. Во!» Употребляя имена в пренебрежительной форме, ребенок отнюдь не выражает этим свое недоброжелательное отношение к детям, делает это по привычке, порой не замечая оттенка, придаваемого суффиксом -ка.
Некоторые привычки культурного поведения, видимо, достаточно назвать, так как никаких специальных приемов их воспитания, кроме указания и собственного примера взрослых, не требуется. Мы имеем в виду привычку приветствовать взрослых и детей при встрече, укладываясь вечером спать, желать членам семьи «спокойной ночи».
С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу, в квартиру соседей, а уходя, прощаться. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет ребенок должен привыкнуть, обращаясь к взрослому (кроме родителей, бабушки и дедушки — самых близких родных), говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству. Родители нередко отодвигают воспитание этих привычек на более поздние сроки, тогда как в детском саду дети овладевают ими уже во второй младшей группе.
Из отдельных конкретных привычек культурного поведения формируются более общие. Так, например, из привычек здороваться, благодарить, уступать место в транспорте пожилым людям, предлагать гостю стул образуется привычка быть вежливым. Ребенок, который не перебивает разговор взрослых, не берет без разрешения то, что не принадлежит ему, доводит начатое дело до конца и т. п., приобретает привычку владеть собой. Так у него формируются ценные качества личности.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...

Воспитывайте у детей привычки нравственного поведения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает многими привычками нравственного поведения, которые лежат в основе формирования нравственных качеств. Именно в привычных поступках, отвечающих моральным нормам...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Консультация для родителей: "Корни нравственности. Привычки нравственного воспитания"

Нравственное поведение – поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрение....

Воспитание привычек нравственного поведения у детей в детском саду

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие со...


 

Комментарии

Андрианова Елена Ивановна

Из отдельных конкретных привычек культурного поведения формируются более общие.