Воспитывайте у детей привычки нравственного поведения
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvayte_u_detey_privychki_nravstvennogo_povedeniya.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л.Н. Толстой:

Воспитывайте у детей привычки нравственного поведения.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность.

Каждая семья по-своему неповторима, в каждой свой уклад, свои обычаи, традиции, но все родители без исключения хотят, чтобы их дети были культурными и воспитанными.

Одной из основных задач нравственного воспитания, наравне с формированием нравственного сознания и воспитанием нравственных чувств, является выработка умений и привычек нравственного поведения. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает многими привычками нравственного поведения, которые лежат в основе формирования нравственных качеств, например привычкой, помогать окружающим, считаться с ними, оберегать покой отдыхающих взрослых, помогать младшим детям, делиться с ними игрушками и сладостями, привычками культурного поведения.. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего человека.

«Для себя и для других» - так можно было бы назвать весь комплекс навыков  и привычек, связанных с самообслуживанием и помощью взрослым. Ошибочно мнение тех, кто считает, что привлечение ребёнка к труду якобы лишает его счастливого, беззаботного детства, и выполняет за ребёнка то, что он может делать сам. Сейчас ребёнку всё ново, всё интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые в серьёз воспринимают его помощь. Видеть плоды своих трудов – аккуратно застеленную постель, уложенные рядами кубики – или наблюдать, с какой ловкостью подхватывают рыбки красных мотыльков, доставляет ребёнку большое удовлетворение. Пусть же, приобщаясь к труду в меру своих сил и возможностей, ребёнок привыкает видеть  в нём радость!

Приобретение этих навыков способствует самоутверждению, рождает уверенность в своих силах, чувство удовлетворения умелостью, возможностью оказать помощь взрослым.

Приобщение ребёнка к труду – это не только обучение его тем или иным навыкам. Приобретая их, он вместе с тем узнаёт много нового, учится быть полезным людям, доводить дело до конца, выполнять его старательно, добросовестно, аккуратно, учится ценить труд других людей.

Дети обычно охотно выполняют поручения и просьбы взрослых принести что-нибудь, поднять и т.д. Но они не всегда могут догадаться выполнить то же самое по собственной инициативе.

С дошкольного возраста надо воспитывать привычку заботится об окружающих: помочь сойти со ступенек старушке или малышу, не шуметь, когда кто-то отдыхает, подать стул входящему взрослому, пригласить гостя сесть.

Тесно связана с умениями и навыками в различных видах деятельности – игре, самообслуживании, помощи взрослым – привычка быть занятым, не слоняться без дела. Эта привычка складывается постепенно. Если взрослые не развивают интересы ребёнка, не стимулируют его к занятости, к активности, он усваивает привычку бездеятельного времяпрепровождения, а она – хорошая почва, на которой со временем расцветут лень и апатия.

Остановимся еще на одной распространённой в семьях привычке – привычке ежедневно приносить ребёнку гостинцы. «Что принесла мне мама?» так образно можно её определить. Что бы вы желали? Чтобы ваш ребёнок любил вас или доставляемые ему приношения? Радовался бы встрече с вами или тому, что вы ему дарите? Вы любите свое дитя (даже когда оно великовозрастно) беззаветно, бескорыстно и жаждете взаимности. Зачем же, когда он мал, приучаете его к корысти?» Малыш еще едва ходит, а уж спешит навстречу маме или бабушке не для того, чтобы их поприветствовать, а за привычной «данью». «Сё пинеся?» -   спрашивает крошка, еще не умея правильно произнести слово, но уже усвоив привычку получать гостинец. «Пинеся» со временем превращается в правильное «принесла», тон становится все требовательнее. Так привычка рождает неприятную черту характера.

Еще одна привычка нравственного поведения -  просить разрешения, когда хочешь взять ту или иную вещь, принадлежащую другому. Эта привычка не просто дань вежливости. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Если пятилетняя Марина не возьмет конфету или пирожок, не спросив предварительно разрешения, можно быть уверенным, что она самовольно не завладеет чужой игрушкой, а в школе -  учебными принадлежностями соседа по парте. Сколько детских конфликтов возникает из-за того, что своевременно не воспитали у детей эту привычку!

Теперь несколько слов о голубой мечте большинства взрослых -  привычке ребенка к послушанию. Послушный ребенок, по мнению некоторых,- это тот, кто имеет привычку беспрекословно подчиняться требованиям взрослых. «Взрослые все знают, все умеют»,- примерно такую мысль внушаем мы детям. Но ведь и ребенок должен приобрести опыт, научиться самостоятельно принимать решения, находить правильный выход. Жизнь многообразна, всех ситуаций не предусмотришь, советов на все случаи не дашь. Привычка к послушанию, безусловно, необходима, но при условии удовлетворения детского «почему».

Дошкольников часто называют «почемучками». Вот такой почемучка, по имени Витя, пришел в гости к тете Оле. В комнате прямо на полу, в том месте, куда солнышко прислало своего зайчика, свернувшись клубочком сладко спал совсем маленький котенок. «А почему маленький?» - спросил Витя, который до того был знаком лишь с огромным котом Васькой. «Еще не вырос»,- отвечала хозяйка. Витя умиленно гладит котенка и вдруг целует его. «Так нельзя»,- говорит тетя Оля. «А почему?» - хочет знать Витя. «Нельзя»,- могла бы сказать тетя Оля, положившись на свой авторитет взрослого. Однако от такого запрета значительно меньше было бы пользы, чем от самого элементарного объяснения, к которому и прибегла тетя Оля. Она сказала примерно так: «Котенок бегает по полу, по улице, а водой и мылом не умывается. Будешь его целовать, тебе в рот может попасть грязь, и от нее ты заболеешь». Витя внимательно слушает, широко открыв глаза. В другой раз он не станет этого делать.

Привычка к послушанию, а  не слепому повиновению - помогает ребенку перенять опыт взрослого, реализуя его в своем поведении. Методы ее воспитания различны: в одних случаях эффективно объяснение, в других, когда ребенок настаивает на своем, помогает так называемый метод естественных последствий, когда ребенку, настаивающему на своем неразумном требовании, предоставляется возможность поступить по-своему и ощутить те последствия, от которых хотели оградить его старшие.

В дошкольном возрасте закладываются и основы правдивости, и начинается она, как и многие другие черты характера, с привычки говорить  всегда правду.

Маленький ребенок еще не в состоянии понять, почему надо говорить только правду и чем отвратительна ложь, но, выполняя указания взрослых, он привыкает освещать событие так, как оно было.

«Я нечаянно»,- огорченно говорит сын, протягивая осколки разбитой им чашки. То, как будет воспринято его сообщение, во многом определит его дальнейшие поступки. Возмущение, бурная сцена, а может быть, и наказание не послужат поощрением для честных признаний. Но Витя потому и не побоялся признаться, что уже знал по прежнему опыту: его поймут, разделят с ним его огорчение.

А вот чрезмерная строгость, нежелание понять ребенка, угроза расправы за то, что может случиться с каждым, в том числе и со взрослым, отсутствие взаимопонимания ведут ко лжи, которая, повторяясь, становится привычкой.

За годы дошкольного детства привычка обманывать, если она возникла, не может укрепиться прочно. Поэтому нормализация взаимоотношений с ребенком, разумная требовательность, исключающая злоупотребление запретами, и личный пример старших помогают, как правило, искоренить ее.

В детском саду и дома ребенок усваивает правила культурного поведения, вежливого отношения к взрослым и сверстникам.

 «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Стало ли привычкой вежливое обращение с просьбой для вашего сына или дочери? Когда ребенку, требовательно заявляющему «дай», напоминаешь: «А где волшебное слово?» - он тут же исправит: «Дай, пожалуйста».

Некоторые привычки культурного поведения, видимо, достаточно назвать, так как никаких специальных приемов их воспитания, кроме указания и собственного примера взрослых, не требуется. Мы имеем в виду привычку приветствовать взрослых и детей при встрече, укладываясь вечером спать, желать членам семьи «спокойной ночи».

С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу, в квартиру соседей, а уходя, прощаться.

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет ребенок должен привыкнуть, обращаясь к взрослому (кроме родителей, бабушки и дедушки - самых близких родных), говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству. Родители нередко отодвигают воспитание этих привычек на более поздние сроки, тогда как в детском саду дети овладевают ими уже во второй младшей группе.

Из отдельных конкретных привычек культурного поведения формируются более общие. Так, например, из привычек здороваться, благодарить, уступать место в транспорте пожилым людям, предлагать гостю стул образуется привычка быть вежливым. Ребенок, который не перебивает разговор взрослых, не берет без разрешения то, что не принадлежит ему, доводит начатое дело до конца и т. п., приобретает привычку владеть собой. Так у него формируются ценные качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...

Воспитывайте у детей привычки нравственного поведения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает многими привычками нравственного поведения, которые лежат в основе формирования нравственных качеств. Именно в привычных поступках, отвечающих моральным нормам...

ПРИВЫЧКИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В дошкольном возрасте формируются навыки и привычки нравственного поведения. Ребенок учится помогать родителям, воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться ...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Воспитываем у детей правила безопасного поведения.

Консультация для педагогов и родителей по воспитанию у детей безопасного поведения. В статье освещены принципы, средства и методы ознпкомления детей с основами безопасности....

Воспитание привычек нравственного поведения у детей в детском саду

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие со...