Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по теме

 

«Человеческая культура возникла и

развертывается в игре, как игра»

Й.Хейзинга

 

     По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.       Наряду с другими функциями игра выполняет и игротерапевтическую функцию, преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Выполняет игра и функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей, социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий

с детьми дошкольного возраста

«Человеческая культура возникла и

развертывается в игре, как игра»

Й.Хейзинга

     По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.       Наряду с другими функциями игра выполняет и игротерапевтическую функцию, преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Выполняет игра и функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей, социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.

    Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,  в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры);
  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
  3. самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
  4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр, вообще, педагогическая игра  обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.

Каковы же концептуальные основы игровых технологий?

  1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности самовыражении самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
  2. Игра- форма психогенного поведения, т.е внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Устнадзе).
  3. Игра- свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация не реализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
  4. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
  5. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношение между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
  6. Возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

     Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности.

В чем же принцип игрового обучения?

      Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

      Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функцию.

Структура данной технологии следующая:

  1. игровая задача;
  2. правила;
  3. деятельность;
  4. результат.

Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Игровым технологиям присущи следующие особенности:

  1. свободная развивающая деятельность;
  2. творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
  3. эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

       В своей педагогической деятельности мною используются занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения. Вместе с детьми мы побывали «в стране счетных устройств», путешествовали по стране Феи математики, побывали в космическом путешествии в «звездной стране», окунулись в пучину «морского путешествия». На занятиях по развитию речи улетели в страну Болтляндию, прошли испытание вместе с героями в сказке  «Колобок». Было проведено игра-занятие по ознакомлению с окружающим «Давайте познакомимся», где дети знакомились играя с профессией работников МЧС. На данном этапе разработано развивающее занятие-путешествие «По следам сказки «Гуси-лебеди» для детей старшей группы, и целый цикл занятий-путешествий по ознакомлению с окружающим «В подводном мире».

      На этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи- от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети рисуют, лепят, конструируют. Организация и проведение игры напоминает подготовку к театральному спектаклю. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

     Хотелось бы отметить, что по своей структуре игры-путешествия тесно переплетаются с другой разновидностью инноваций в игровой технологии обучения, как интерактивная игра.

     Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка  («интер» - между, «актив» - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем–либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, и на доминировании активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана - занятий.

      Главное в организации интерактивной игры с дошкольником, как и в играх-путешествиях - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения.

     Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

В таких играх дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

     Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей.
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
  3. В процессе игры дети взаимодействую друг с другом для достижения поставленной цели.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы призваны снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

     Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным: главное есть те, кто разыгрывает роли и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

«Учить играя», всегда эффективней, а учение без принуждения – это подход к личности выбранной нами педагогики сотрудничества.

     Свое выступление хочется закончить высказыванием (В.П.Зинченко)

«В игре ребенок свободно общается со значениями и смыслами – и тем самым расширяет поле зрения, в том числе и интеллектуальное, расширяет поле сознание, укрепляет уверенность в себя, веру в свои возможности и силы, формирует творческие способности – в их числе способности, а иногда и талант к общению закладывает этические и нравственные основы практического поведения…Формирует самого себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.

Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицате...

Методическая разработка по окружающему миру с использованием игровых технологий в младшем дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Данное занятие позволяет через разные виды игровой д...

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...