Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Паспорт проекта

 Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Использование Лего-конструкторов в образовательном пространстве ДОО позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаимодействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной деятельности.

В современном мире, в мире информационных технологии очень остро стоит вопрос о развитии речи детей дошкольного возраста. Многие родители не замечают, сколько времени ребенок проводит у телевизора или телефона, планшета, смотря мультфильм, или играя в компьютерную игру. Сидя за телефоном, речь, мелкая моторика рук, дыхание не развиваются. Современная детская игра Лего увлекательна и интересна детям.  Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют  речь, фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

Цель проекта: Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии Лего-конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для овладения  основами конструирования.
  2. Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
  3. Обеспечить непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.
  4. Создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  5. Способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  6. Способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Методическое сопровождение

  1. Перспективно-тематический план (Приложение 1).
  2. Картотека развивающих и дидактических игр (Приложение 2).
  3. Консультации для родителей (Приложение 3).

Тип проекта: познавательно – игровой.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный (01.09.2022г. – 31.05.2023г.).

Участники проекта: Дети (5 – 6 лет), педагог, родители дошкольников.

 

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный 1.09.2022 – 30.10.2022 г.

  • Изучение, обобщение методической литературы по Лего-конструированию.
  • Разработка перспективного планирования по теме проекта.
  • Создать среду в группе для реализации проекта.
  • Разработка картотеки образцов, схем из конструктора Лего.

2.Основной (Творческий)     01.11.22 – 31.05.23 г.

в соответствии перспективно-тематического плана (Приложение 1).

  • Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора Лего.
  • Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.
  • Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность.
  • Разработка диагностического инструментария.

3. Заключительный

  • Обобщение опыта работы по проекту.
  • Участие в конкурсах.

Ресурсное обеспечение

Временные: В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей.

Информационные: Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература.

Материально-технические: Компьютер, принтер, фотоаппарат.

Художественно-изобразительные средства: Фотографии работ и образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков.

 

Продукт деятельности детей

 

Выставка творческих работ детей из Лего-конструктора «Истории с Лего».

 

Прогнозируемый результат

В результате использования проекта дети будут знать:

  • основные детали Лего -конструктора (назначение, особенности)
  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов Лего;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
  • демонстрировать работы;    
  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету)
  • работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • конструировать по образцу;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • реализовывать творческий замысел.

 

Результат деятельности педагога:

  • Систематизация работы по Лего-конструированию с детьми в рамках ДОУ
  • Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями.
  • Активность родителей в реализации проекта.

Оценка результативности проекта

Результативность проекта оценивается участниками образовательного процесса - родителями и педогамии. Оформляется фотоотчет и иная документации по итогам мероприятий с детьми. Специалистами детского сада проводится педагогическая диагностика.

Опыт работы по реализации проекта можно опубликовать на городских и межрегиональных семинарах, мастер-классах, всероссийских и международных конкурсах, публиковать в сети Интернет и профильных изданиях.

Представленный проект технологичен, так, как в нём прослеживается целенаправленная систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с одарёнными детьми,

 

 так и с детьми, имеющие слабые конструктивные навыки в продуктивной деятельности.

 

Технология работы по проекту

    В группе старшего дошкольного возраста применимы следующие технологии:

Виды НОД

По схеме.

По образцу.

По собственному замыслу.

По карточкам с моделями.

Формы работы с детьми

Создание совместных построек.

Беседы.

Разнообразные игры.

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов.

Проектная деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Экспериментирование.

Оформление выставок.

Продуктивная деятельность.

Применяемые методы

Наглядно-практические.

Словесные.

Проблемные ситуации.

Анализ образцов.

Игровые.

Игровые приёмы

Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.

Сюрпризные моменты.

Игровой сюжет.

 Литература

  1. Комарова Л. Г. «Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2018г.
  2. Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2019 г.
  3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска» 2020 г.
  4. Лусс Т. В Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LECO. – «ЛитРес», 2018 г.
  5. Фешина Е. В. «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2019г.
  6. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2020 г.
  7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду– М.: Академия, 2021.
  8. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛИ

СЕНТЯБРЬ

1.Знакомство с конструктором «История Лего». Закрепить название основных деталей «Лего». Игровая деятельность  конструктором.

Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с Лего-конструктором.

Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей придавая им прочность и устойчивость.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга.

2.Конструирование на тему летнего отдыха.

3. «Мост через реку Нева»

 

4.Конструирование по замыслу.

ОКТЯБРЬ

5.«Дом фермера»

Закрепить умение называть детали лего, давать их характеристику по плану-схеме. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

6.«Животные на ферме».

7.«Трактор, комбайн»

НОЯБРЬ

8.«Зимующие птицы»

Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования.

Вспомнить особенности городских построек. Закреплять умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навык скрепления.

9.Конструирование по замыслу.

10. «Кормушка для птиц»

11. Мой город.

ДЕКАБРЬ

12.«Строительство «Резиденции Деда Мороза»

Закреплять умения использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорции.

Продумывать содержание постройки.

Развивать творчество, навыки конструирования, воспитывать эстетический вкус.

Продолжать учить работать вместе, сообща

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме; продолжать учить выполнять постройки по образцу.

13.Конструирование по замыслу.

14. «Елочка красавица»

15.Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей»

ЯНВАРЬ

16.Итоговое занятие «Фантазируй»

Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу.

17. Детский сад будущего.

Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Развивать умение сравнивать конструкцию и графическую схему, определять сходство и различие. Закреплять навыки коллективной работы.

18.Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

19. Городской транспорт.

Закреплять знания о городском транспорте.

Закреплять ПДД о светофоре.

Формировать навык о создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам

Продолжать учить работать в коллективе, учить обыгрывать совместные постройки, объединяя их в сюжетную игру.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

20. Светофор.

 

21. Военная техника (по выбору детей)

 

22.Коллективное конструирование «Автопарк»

МАРТ

23. Ледокол.

Учить использовать различные типы композиций создания объёмных конструкций.

Учить создавать сюжетные конструктивные образы.

Развивать творческую инициативу самостоятельность.

24. Букет для мамы.

 

25. Дом для скворца.

 

26.Творческое конструирование по замыслу.

АПРЕЛЬ

27. Ракета.

Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить создавать из Лего ракеты, космические корабли, луноход.

Учить отображать в работах впечатления от просмотренных фильмов, прочитанных книг, иллюстраций.

Развивать логическое мышление, творческую фантазию.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

28. Космический корабль.

 

29. Луноход.

 

30. Коллективное конструирование (космодром)

МАЙ

31. «Военная техника. Парад победы».

Закрепить знания о защитниках родины.

Воспитывать любовь и гордость своей Родины.

Закреплять умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков.

Способствовать развитию познавательного интереса, развитию творческого потенциала.

Привитие навыка работы в коллективе, работы в группах, команде.

32. Насекомые.

 

33.Творческое конструирование по замыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Картотека развивающих и дидактических игр.

Название игры

Цель игры

Ход игры

Назови и построй

Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора.

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Что изменилось?

Развивать интерес к игре и внимание.

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель, и просит рассказать, что изменилось.

Не бери последний кубик

Развивать внимание, мышление.

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Собери модель по памяти

Развивать внимание, память.

 

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Запомни и выложи ряд

Развивать внимание, память, мышление.

Педагог выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

Построй, не открывая глаз

Формировать навыки строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют.

Собери модель по ориентирам

Закреплять знания ориентиров положения и предлогов.

 

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

Выложи вторую половину узора

Закреплять  понятия симметрии.

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Светофор

Закреплять цвет и форму.

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке.

Разложи по цвету

Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

 

Разноцветные дорожки

Формируются представления о цвете, форме, величине.

Дети по команде ведущего выкладывают дорожки из Лего. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т. д).

Составь цветок

Формировать навыки составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из из кубиков Лего.

Раздели на части

Закреплять понятие частей и целого.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.

Веселые цифры

Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд.

Цифры конструируются из Лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т. д).

 

Счетная лесенка

Формируется представления о количестве (больше -меньше), о величине, прямой, обратный счет, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз).

Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков, сколько обозначает цифра.

Ворота или Лабиринт

Развитие правильного дыхания.

Дети вместе с воспитателем строят ворота или лабиринт. Затем игроки по очереди задувают легкий мячик в ворота, либо проходят лабиринт. Выигрывает тот, кто первый закончит.

 

 

 

Консультация для родителей «Польза конструктора Лего для детей дошкольного возраста».

     Сегодня LEGO четко ассоциируется со знаменитыми кубиками, из которых можно собрать всё, что угодно – от электронного робота до целого города. Но путь LEGO к вершине игрушечного мира был непрост. В разные периоды своей истории компания делала деревянных уточек, сборные модели тракторов и даже... садовые лестницы.

     Много лет назад конструкторы ЛЕГО прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас, пожалуй, нет ни одного ребенка или взрослого, который бы не знал, что это такое. Из ЛЕГО можно собирать улицы, фермы, полицейские участки и даже целые города. Найти такой конструктор легко в любом магазине, в отделе «Детские товары» или же в интернете.

С помощью конструкторов ЛЕГО ребенок учится создавать что-то новое, оригинальное, мыслить нестандартно, становится более самостоятельным и ответственным, ведь если у него что-то не получается, конструктор приходится разбирать и снова собирать самому, исправляя свои ошибки. Ну, и, конечно же, сборка любого конструктора развивает мелкую моторику рук и мышление ребёнка.

ЛЕГО - это игра, в которой найдёт себя каждый ребёнок. Игры с ЛЕГО конструктором даёт возможность раскрыть познавательный потенциал каждому ребёнку, а также формировать сенсорное восприятие, элементарные математические представления, ориентироваться в пространстве, развивать речь, взаимодействовать друг с другом, формировать доброжелательное отношение друг другу, действовать по замыслу, или, наоборот, проявить творчество и фантазию.

Опыт работы и наблюдения показали, что с конструктором ЛЕГО любят играть не только дети, но и взрослые. Возрастной диапазон конструкторов ЛЕГО от 6 мес-16лет. В процессе семейной игры в ЛЕГО формируются тёплые, доброжелательные отношения, что немаловажно для формирования и развития детской психики.

Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны.

Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать и неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, ЛЕГО развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем.

Безопасность конструктора ЛЕГО заключаются не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей.

Играйте в ЛЕГО дома!

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный конкурс методических разработок ДОУ Организация досуговой деятельности Тема: развлечение для детей младшего возраста «Поможем матрешке найти маму»

     Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной  работы с  дошкольниками является проектная деятельность.        ...

Районный конкурс методических разработок в ДОУ Сценарий организации досуговой деятельности (развлечение) в 2 младшей группе на тему:"Русские народные игрушки"

Русские народные игрушки в наше время очень актуальны. Сценарий развлечения своеобразен по содержанию. Способствует расширение представления детей о народной игрушке,народных промыслах и народных игра...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста

Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии Лего-конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образоват...

Участие в районном конкурсе методических разработок "Столовый этикет для дошкольников" (ноябрь 2023)

Цель: формирование культуры поведения за столом детей дошкольного возраста.  Задачи:  расширять знания детей о правилах поведения за столом; закреплять у детей навыки правильного поведения за с...