«Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию»
материал

Щербакова Галина Геннадьевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию»

  1. Пояснительная записка

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

В современном  мире  проблемы  экологической  среды приобрели первостепенное  значение, поэтому  особо  остро  встала  задача  более  широкого  экологического  воспитания  и  образования  всего  населения  планеты  Земля. Основное  значение  при  этом  должно  придаваться  экологическому воспитанию и образованию  детей  дошкольного  возраста.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое в образовании - экологическое:  всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности, и почему человек не имеет права их игнорировать. Экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Поэтому важно с раннего детства научить ребёнка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической

Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения. Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

ЦЕЛЬ: Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».

ЗАДАЧИ:

1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.

2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3.  Развивать  познавательную  активность,  самостоятельность, инициативность.

4.  Побуждать  детей  самостоятельно,  по  своему  желанию  собирать  и организовывать информацию.

5.  Содействовать  лучшему  пониманию  и  запоминанию  изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

  1. Актуальность.

Ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук С.Н.Николаева считает, что экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Ребёнок познаёт окружающий мир более активно, стремясь увидеть и услышать и претворить в жизнь. В дошкольном возрасте игра  является ведущим видом деятельности, поэтому ребёнок познаёт окружающий мир через игру. С.Н. Николаева даёт следующее определение: «Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен».

Дошкольное детство - начальный этап формирования человеческой личности, ее ценностные ориентации в окружающем мире. В течение этого периода закладываются положительное отношение к природе, "рукотворный мир" для себя и людей вокруг них. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Она обогащает и развивает личность, поэтому необходимо широко использовать в области экологического образования, как и в других сферах образования. Игра приносит радость ребенку, поэтому знания о природе, общение с ней, передавая на его фоне будут особенно эффективными.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого - то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

Решая программные задачи по экологическому воспитанию, на занятии с детьми недостаточно времени отводится игре. Я заметила, что дети хотят продолжения занятий, и для усвоения знаний закрепляю их в процессе игровой деятельности. Самостоятельные игры - любимый вид деятельности дошкольников, именно в них максимально разворачиваются их способности.

Однако в последних исследованиях (Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова…) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остаётся. Преимущества игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они  создают благоприятный эмоциональный фон.

Трудно  переоценить  вклад  игры в  развитие  ребёнка, в  том  числе и в  формирование  его  экологического  сознания и экологической  культуры. Играя, малыш познаёт  многоликий  мир  природы, учится общаться   с  животными  и  растениями, взаимодействовать  с  предметами  неживой  природы, усваивает  сложную  систему  отношений с  окружающей  средой. В  результате  этого   совершенствуются  интеллектуальные  и волевые  навыки  ребёнка, его  нравственные  и  эстетические  чувства.

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре  ребёнку  предоставляется возможность  решить  множество  проблем без  утомления, перенапряжения,  эмоциональных  срывов. Всё  происходит  легко, естественно, с удовольствием, а  главное, в ситуации  повышенного  интереса  и   радостного  возбуждения.

Достаточно  серьёзную  проблему  для  детей  дошкольного  возраста  представляет  усвоение  правил  поведения  в  природе, а  также  таких  нравственных  норм, как  ответственность, бескорыстная  помощь, сострадание, и усваиваются  эти  нормы  и  правила  лучше  всего  в  игровой  деятельности. Ребёнок  не  только  играет  сам, но  и  наблюдает  за  играми  других  детей. Так возникают  предпосылки  для  формирования  сознательного  поведения  в  природе  и  социуме, самоконтроля  за  действиями  и  поступками, то есть  происходит  практическое  освоение  нравственных  норм  и  правил  поведения.

Важную  роль  играет  совместная  с  другими  детьми, коллективная  игра. В  таких  играх  дети  ярко  проявляют  себя  как с  хороших, так  и с  плохих  сторон, что  даёт  нам  воспитателям  возможность  использовать  совместные  игры  для  диагностики  отношений  детей  в  природе, к  другим  детям, к  взрослым. Примеряя    в  игре  на себя  роли  животных  и  растений, воссоздавая их  действия  и  состояния, ребёнок  проникает  к  ним  чувствами, сопереживает  им, что  способствует  развитию  у  ребёнка  экологической  этики. Однако  надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической  по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры  задачи экологического  образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

  1. Новизна.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.

  1. Условия возникновения опыта

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.Так, нам важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

     Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками  с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого поиска  стала  тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде:

 информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

 пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

 обладает дидактическими свойствами;

 является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

 вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

 его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

 обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Цель данного пособия: оптимизация образовательного процесса Экологического развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».

Задачи:формировать у детей элементарные знания о природе, способность видеть красоту родной природы,

 Закреплять знания детей о растительном и животном мире, их внешних отличиях друг от друга.

 Систематизировать знания детей о овощах, птицах, насекомых, грибах.

 Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.

 Воспитывать культуру поведения в природе, внимание, любовь и  заботливое отношение к ней.

Данное пособие способствует формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять, также заботится о природе.

Работа над созданием лэпбука происходила в несколько этапов.

1. Начинается всё с выбора темы. Она может быть любая: -интересные события происходящие с ребенком -увлечения детей; -темы недели; -литературные произведения; -мультипликационные герои. Темы могут быть как общие так и частные.

После того, как мы с детьми выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому тщательно продумала, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Следующие этапы самые интересные. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм.

«Лепбук» «Экологическая тропинка» состоит из  объектов«Огород»,  «Береза», «Птичья столовая», «Живой пень».

По каждому объекту мы с детьми подготовительной к школе группы подобрали дидактический материал:

- первый объект «Огород»: «Собери овощи», «Найди тень», «Вершки корешки», разрезные картинки «Собери сказку» также раскраски, загадки;

- объект «Береза»: «Что делают из дерева», «Какого цвета осень», «Угадай дерево», «Собери пазлы»,«С какогодерева листок?» Складная модель «Береза» по временам года, картинки «Правила поведения в природе» в стихах, продолжи пословицу, приметы, подвижные игры.

- объект «Птичья столовая»: «Кто прилетел к кормушке», «Составь рассказ» по схеме, «Зимующие, перелетные птицы», «Угости птицу».

- объект «Живой пень»: Пальчиковые игры, скороговорки, считалки, «Летаем не летаем», «Кто что любит», «Угадай гриб», «Наши домишки», «Жизненный цикл насекомого», «Мини Книжка «Живой пень».

  1. Результативность.

Результаты  наблюдения педагогического  процесса  показали,  что  дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес  к  участию  в  совместной  деятельности.  Значительно  вырос познавательный  интерес,  любознательность,  самостоятельность  и инициативность  в  решении  поставленных  задач.  Изучаемый  материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

6. Адреснаянаправленность.

Мною был проведён мастер-класс в детском саду, по созданию лэпбуков. На котором воспитатели и специалисты познакомились с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной темы.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ. Данный опыт  может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации  проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.

  1. Заключение

В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать  воспитанникам  уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.  

Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

8.  Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверж-ден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)

2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.

3. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2010.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2012.

6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.,2001.

7. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2010.

8. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.

9. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2016.

10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск,2010.

11. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.

12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

13. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...

14. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...

15. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста

«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра»Й.Хейзинга      По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссозд...

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

КВЕСТ – современная игровая технология обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенкаДействие в условиях обогащенной образовательной  средыИнтегрируется содержание различных образовательных областейИспользуются образов...

Методическая разработка по окружающему миру с использованием игровых технологий в младшем дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Данное занятие позволяет через разные виды игровой д...