Что надо знать при подготовке к школе
тест (подготовительная группа) на тему

Еникеева Анастасия Вячеславовна

Информационный материал для родителей и психологов детских садо. Диагностика готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nado_znat_pri_podgotovke_k_shkole.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Диагностика готовности ребенка к школе

         Что надо знать при подготовке ребенка к школе

    Прежде всего о функциональной готовности к школе, которую определяют за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время помочь ребенку укрепить его здоровье. Степень готовности детей к школе выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций.

      Если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу (или прогимназию) с 6 лет не рекомендуется. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые назначат комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий.

    В медицине существуют понятия «паспортный и биологический возраст». Что же такое паспортный возраст – число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.

    Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного.

     Существенным препятствием для обучения в школе является сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту шестилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга. Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет.

    Причиной отставания ребенка в биологическом развитии могут стать частые и длительные, тяжело протекающие заболевания, особенно в раннем возрасте, систематические грубые нарушения режима сна и питания и др. в биологическом развитии чаще всего отстают недоношенные, а также дети, перенесшие родовую травму.

Как правило, такие дети ниже ростом своих сверстников, так как за последний год перед школой они вырастают меньше чем на 4 см; у них отсутствуют постоянные зубы (они сменяются уже в 5 – 6 лет).

                             Школьно – необходимые функции

     Большое значение при подготовке к школе следует уделить развитию школьно-необходимых функций – речь, моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.

       Особое внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка у письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки.

    Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?…

    У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.

    Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?

      Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время и строгий контроль взрослого.

      Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д. в основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети. Очень мешает им излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.

      Однако нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек.

    От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

    Можно ли самим проверить готовность своего ребенка? Конечно же, да. Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии  мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о развитии готовности руки к обучению письму.

     Попросите ребенка: 2нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его.

    На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю.

     После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу «Он ел суп» или «Ей дан чай» и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать».

                                          Оценка результатов:

    Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая) баллов.

                                    Задание 1 (рисунок человека)    

  1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды.

 2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

  3 балла – должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.

 4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.

 5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

                          Задание 2 (срисовывание написанного текста)

   1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30.

  2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.

  3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

  4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

  5 баллов – каракули.

         Для третьего задания надо циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка – отступление от линии по диаметру и длине окружности – тем большим числом баллов она оценивается.

  1 балл – точное воспроизведение образца.

  2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.

  3 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности.

 4 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ окружности

 5 баллов – ошибки по направлению диаметра более 2 мм и более ½ окружности.

    Достаточно выполнить хотя бы одно из двух условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов.

    Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, то есть легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.

 

   Хочется предупредить родителей – чтобы подготовить малыша к школе, обучите его перечисленным выше тестам. Но этого мало…

                             Еще о тестировании дошкольника…

       Первое правило для любого тестирования – проводить его должен профессионал, но при этом он должен хорошо представлять возможности ребенка. Идеальный вариант – психолог в детском саду. Не у всех, однако, есть возможность определить возможности ребенка у такого специалиста. Поэтому ниже предлагается вариант самодиагностики для родителей. Это специальный тест для родителей, которые с помощью наблюдений и ответов на вопросы могут провести диагностику способностей своего ребенка. Он разработан американским психологом Джеральдиной Чейпи для приблизительной оценки уровня развития старших дошкольников.

      Остается напомнить элементарные правила обследования, которые позволят получить адекватные результаты и предотвратить в дальнейшем развитие отрицательных реакций на процедуру тестирования.

  1. обследование должно проводиться в непринужденной обстановке, как бы между делом: в игре, в повседневной деятельности;
  2. не подчеркивать, что вы проводите оценивание способностей вашего ребенка – это может создать излишнюю психическую напряженность;
  3. не обязательно проводить это обследование сию минуту, сейчас и ни минутой позже – оно может быть растянуто на длительное время. Это не только сбережет ваши и ребенка нервы, но и, часто, время. Основное требование – избегать любого насилия над личностью.
  4. Помним о зонах ближайшего развития – это то, что ребенок не может сделать сам, но выполняет с вашей помощью.

                           Самодиагностика развития

                         Оценка развития познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из.
  2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  5. Может ли ребенок назвать большое количество заглавных и строчных букв алфавита?

                                        Оценка базового опыта ребенка

  1. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сбербанк, магазин?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
  4. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?    

                                   

Оценка языкового развития

  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
  5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  7. правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?  

                        Оценка уровня эмоционального развития

  1. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  4. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?    

                                                   Оценка умения общаться

  1. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

                                           Оценка физического развития

  1. Хорошо ли ребенок слышит?
  2. Хорошо ли он видит?
  3. Способен ли посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  6. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?  

                                                   Зрительное различение

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например, б/п, кот/год?  

                                                             Зрительная память

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6 - 8  названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?                              

                                                  Зрительное восприятие

  1. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  2. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
  3. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  4. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?                              

                                   

Уровень слуховых способностей

  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  3. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?                                                                            

                                          Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

    А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать психолог при поступлении в школу.

              Может ли ваш ребенок:

  1. Объяснить, чего он хочет. С помощью слов, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок…?
  2. Изъясниться связно, например: «Покажи мне…?»
  3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
  4. Четко выговаривать свое имя?
  5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
  7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
  8. Пользоваться красками. Пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
  10. Слушать и следовать полученным указаниям?
  11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
  12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  14. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
  15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
  17. Ладить с другими детьми?

                В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:

  1. Нравится ли вам ваш малыш?
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь ребенка?
  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?
  8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  10. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?
  11. Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?
  12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?
  13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
  14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
  15. Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком?
  16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магазине?
  17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
  21. Стараетесь ли вы с малышом  ходить на прогулки по округе?
  22. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?

         

         Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начисляете себе 4 балла, «иногда» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.

     Полученные баллы сложите. Если сумма баллов 88 – здорово!!!; 44 балла – неплохо; меньше 22 баллов – стоит задуматься.

                     

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!"

Цель: дать знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения для сохранения здоровья и безопасности. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседн...

Развлечение по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!"

Цель: дать знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения для сохранения здоровья и безопасности. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной ...

Статья для подготовительной группе"Что надо знать о подготовке к школе"

Для того чтобы обучение в школе приносило ребёнку радость и не тяготило его, необходимо заранее подготовить дошкольника правильно. Особенно важно уделить внимание психологической готовности малыша. О ...


 

Комментарии

познавательно