ШПОРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
статья (младшая группа) по теме

ШПОРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ-ЭТО ОЧЕНЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ,КОТОРЫЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ  ВОЛНУЮТ МНОГИХ  РОДИТЕЛЕЙ И ПУТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ШПОРГАЛКИ115.59 КБ

Предварительный просмотр:

Если вам не нравятся друзья ребёнка

Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.

Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребёнка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребёнка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.

В этом случае проблема не в друзьях ребёнка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.

Как  предотвратить проблему

  1.  Постарайтесь своевременно рассказать своему ребёнку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.
  2.  Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
  3.  Приглашайте в гости детей ещё до того, как ребёнок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.
  4.  Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребёнка определено какими-то взрослыми мотивами.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Даже если вы твёрдо уверены, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устанавливайте жёстких запретов на эту дружбу,- она может «уйти в подполье».  Будет лучше, если вы назойливо и спокойно обратите внимание своего ребёнка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажите своё твёрдое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.

Истерики

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворённость от недопонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество -  слишком высокие и слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как  предотвратить проблему

  1.  Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
  2. Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребёнку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

  1. Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

  1. Попросите, чтобы вместе с вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди,- возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерики.

  1. Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Если дети балуются

Этот тип поведения довольно распространен среди младших, особенно четырёхлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьёзные проблемы.

Как  предотвратить проблему

  1. Предоставляйте детям побольше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведённое время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому, что никогда не мешают, что взрослым весело на них смотреть.
  2. Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Может оказаться так, что ребёнок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьёзных проблем своей жизни.
  2. Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.
  3. Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребёнок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.
  4. Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме нас двоих».
  5. Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твёрдо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты был серьёзным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Воровство

Если только ребёнка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чём-то обделённым. Такому ребёнку кажется, что он лишён чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства, они покупают себе подарки.

Иногда ребёнок кладёт в карман игрушку просто по привычке класть всё в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.

Как  предотвратить проблему

  1.  Позаботьтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым вашим вниманием, заботой.
  2. Помогите ребёнку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если подозреваете, что ребёнок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребёнок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.
  2. Если вы поймаете ребёнка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.
  3. Предоставляйте ребёнку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.
  4. Если другим детям становится известно, что ребёнок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой.
  5. Обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.

Дети с повышенным чувством ответственности

Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребёнок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребёнка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьёзные проблемы.

Как  предотвратить проблему

  1.  Помочь ответственному ребёнку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодня заставляет тебя гордиться собой?»
  2. Следить, чтобы дети менялись ролями в играх,- ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира.
  3. Объяснить детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них,- «помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «положи одну часть головоломки, но не составляй её всю».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребёнку, что вы очень цените его помощь, но сейчас ему надо заниматься своими делами.
  2. Скажите ребёнку, что вам нравятся его рисунки, и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку).
  3. Помогите ребёнку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам», «Давай мы обе будем мамами (врачами), а куклы будут нашими дочками (пациентами)».
  4. Поговорите с ребёнком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).

Развод и новый брак

Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребёнка от этого не стало менее тяжёлым.

Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребёнка – духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью, - или другими.

Как  предотвратить проблему

  1.  Ребёнок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях, где приёмные родители.
  2. На доступном содержании, дайте понять, что такое изменения, перемены.
  3. Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции – вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Дайте понять ребёнку, что развод произошел не по его вине, и он не мог бы остановить родителей.
  2. Помогите ребёнку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться».
  3. Не старайтесь сказать ребёнку, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.
  4. Не следует из-за того, что ребёнок переживает боль, все прощать ему или «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в достаточно устойчивые и обозначенные границы.
  5. Учтите, что ребёнку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестёр, никто его не будет любить меньше. Просто появятся другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нём, а может быть, родятся новые братики и сестрички, с которыми он сможет играть.

Если в семье появился ещё один ребёнок

Появление нового ребёнка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родится ли он ребёнком нового папы или мамы, или его усыновят.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.
  2. Поговорите с детьми о том, что семьи создаются, в том числе и об объединении семей, усыновлении.
  3. Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Как можно больше привлекайте ребёнка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.
  2. В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребёнку.
  3. Дайте ребёнку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.
  4. Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой.
  5. Помогите усвоить ему такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснёт?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»

Если ребёнок попал в больницу

Больничный опыт может оказаться для маленького ребёнка тяжелой травмой, ведь, возможно, он будет страдать от боли, и все вокруг там совсем другое – мебель, предметы, запахи, люди в масках и халатах, неприлично тихая строгая атмосфера, к тому же, многие больницы трудно назвать дружелюбными по отношению к маленьким детям.

Как  предотвратить проблему

  1.  Почитайте детям книжки про больницу и ответьте на все вопросы, которые у них после этого возникнут.
  2. Дайте понять, что если какой-то ребёнок попал в больницу, то он вовсе ни в чем не виноват, ничего не сделал плохого и больница –это не наказание.
  3. Во время посещения поликлиники обратите внимание на предметы, запахи, порядки.
  4. Помогите организовать игру в больницу дома.

Активные дети

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг них было «чинным и благонравным». В то же время, для ребёнка движение – это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребёнка в движении, а также, выяснив её причины.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
  2. Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять» Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
  3. По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка, в одно и то же время.
  4. Научитесь видеть положительные стороны в активности ребёнка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
  5. Не предлагайте ребёнку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Слишком энергичному ребёнку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
  2. Чтобы помочь активному ребёнку сосредоточиться, возьмите его на колени, или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.
  3. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, ты гордишься собой».
  4. Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

Рассеянные дети

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно только выяснив её причины. Возможно у ребёнка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов, ребёнок может задуматься, мечтать или фантазировать.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Проверьте у врача-специалиста слух, зрение ребёнка.
  2. Попросите ребёнка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).
  3. Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающе.
  4. Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объём информации, который вы даёте. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди её и принеси мне чёрные нитки».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Чаще занимайтесь с ребёнком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.
  2. Для того, чтобы ребёнка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.
  3. Давайте ребёнку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
  4. Не перегружайте ребёнка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – чувства сопротивления, скуки, отторжения.
  5. Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребёнок заинтересован. Например, когда ребёнок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т.п.

Если ребёнок кусается

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбужденность, гнев. Иногда ребёнку не хватает слов и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребёнок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».
  2. Если ребёнок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
  3. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Дети ясельного возраста, как правило, ещё слишком малы, чтобы соотносить между собой, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили и достаточно резко скажите «кусаке: «Это же больно!». Лицо ваше должно быть строгим, чтобы ребёнок видел, что вы его не одобряете.
  2. Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать его в тот момент, когда он ещё только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».
  3. Если ребёнок готов кусаться от отчаянья – у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай».
  4. Если ребёнок кусается в какое-то определённое время – перед сном, обедом, - подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

Если ребёнок всё время льнёт к вам

Если ребёнок не отходит ни на шаг, льнёт к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребёнок только пошёл в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные, оправданные потребности. Например, в общении, игре, движении, сне.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Предлагайте ребёнку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как от считает нужным.
  2. Снимите чувство неуверенности и тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу».
  3. Старайтесь удовлетворять потребности ребёнка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребёнок хочет грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если вы знаете, что ребёнок переживает сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
  2. Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».
  3. Не толкайте и не тяните его, это ещё сильнее усугубит ощущение незащищённости. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить бельё».
  4. Пригласите в гости друзей или сверстников ребёнка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите ребёнка научить друзе играть в его любимую игру.
  5. Обеспечьте ребёнка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.

Если ребёнок дразнится и ругается

Эта проблема представляет определённую сложность, потому, что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше.

Не стоит считать, что всё плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
  2. Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Сначала нужно разобраться, почему он говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими людьми, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребёнок видит, что родители поступают именно так.
  2. Если ребёнок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Есть другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения и гнева, так как ребёнок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребёнком о допустимости использования этих слов.
  3. Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Если ребёнок слишком много капризничает и плачет

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Убедитесь в том, что ребёнок здоров, в том, что никто не пугает, не обижает его исподтишка.
  2. Предлагайте ребёнку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы он мог решить и действовать так, как считает нужным.
  3. Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате».
  4. У ребёнка должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребёнок испытывает потребность постоянно грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, свеклы, репы.
  5. Не ограничивайте рисование, просите объяснить рисунки.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если капризничает ребёнок трёх лет и старше, не реагируйте на его слёзы, но скажите: «Скажи мне, в чём дело, и я буду знать, как помочь тебе».
  2. Когда ребёнок успокоен, скажите ему: «Как приятно видеть тебя (играть с тобой), когда ты не плачешь».
  3. Если ребёнок начинает говорить капризным тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чём дело».
  4. Скажите ребёнку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
  5. Не связано ли поведение ребёнка с определённым временем дня или определёнными людьми? Например, ребёнок может плакать перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и измените  время сна и еды.

Если ребёнок дерётся

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем, что–либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети ещё не  в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
  2. Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
  3. Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
  2. Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы – не ставить подножку, не бить ногами.
  3. Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберёшь игрушку у Кости, что может быть дальше?
  4. Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Злость и жестокость

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимание на боль и страдания других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Проявлять к ребёнку эмпатию, дать понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
  2. Признайте гнев, ярость ребёнка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает …, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребёнка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от несправедливости».
  2. Поймите, что ребёнок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите этому ребёнку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
  3. Не скупитесь на ласку, когда ребёнок проявит хорошие чувства по отношению к другим.
  4. Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».

Стеснительные и замкнутые

Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребёнку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Как  предотвратить проблемы

  1.  Сделайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
  2. Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребёнка, даже если они очень робкие.
  3. Как можно чаще проговаривайте для ребёнка его положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него все же сформировался положительный образ себя.
  4. Поддерживайте и поощряйте инициативы ребёнка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьёзным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
  2. Не «давите» на ребёнка, не подчёркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
  3. Начните вместе с ребёнком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
  4. Обязательно научите ребёнка нужным словам – как предложить другому ребёнку играть вместе.
  5. Каждый раз, когда стеснительный ребёнок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что играешь вместе со всеми».
  6. Ограничьте время, которое ребёнок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
  7. Не ждите скорых перемен.

Если ребёнок сосёт палец

Для детей меньше четырёх лет это не является тревожным симптомом, и на него просто не нужно обращать много внимания. Для более старших это считают проблемой, так как резко увеличивается риск зубных аномалий. Если ребёнок, который сосёт палец, страдает ещё какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, другими проблемами.

Как  предотвратить проблему

  1.  По возможности охраняйте ребёнка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.
  2. Если ребёнок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите проговорить словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.
  3. Предоставьте побольше возможности для творческих работ – рисования, лепки, игры.
  4. Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Все привычки, которые действуют на ребёнка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойно-последовательным.
  2. Когда ребёнок начинает сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на мягкой подушке, полистать книжку.
  3. Когда вы видите, что ребёнку некоторое время удаётся не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой потому, что можешь так долго держать палец подальше ото рта».
  4. Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребёнок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать ребёнка перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

Если ребёнок плохо ест

Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети, часто именно во время еды, втягивают нас в конфликты и начинают самоутвеждаться самым неподходящим способом.

Как  предотвратить проблему

  1. Вы – пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ребёнком, и то же, что и он.
  2. Ребёнку следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять его насильно.
  3. Предложите: «Пожалуйста, съешь по маленькому кусочку каждого блюда, иначе это будет невежливо».
  4. Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на ребёнка не давить, то рано или поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению у всех здорового отношения к ней.
  5. За едой вовлекайте ребёнка в спокойный разговор.
  6. Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

Если ребёнок слишком быстро заглатывает  пищу:

  1. Объясните ребёнку, что пищу нужно прожёвывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи побольше полезных веществ, а это позволит ему расти высоким, красивым и сильным.

Если ребёнок ест слишком вяло:

  1. Накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребёнок слишком разборчив в еде:

  1. Для начала начните давать ребёнку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте его есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте своё отношение к этой еде.

Одарённый ребёнок

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одарёнными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то не реализуясь, способности могут выйти в плохом поведении.

Одарённый ребёнок обладает одним из нескольких качествами:

  1. обладает хорошей памятью, особенно долговременной;
  2. владеет хорошим словарным запасом;
  3. может сосредоточиться на долгое время;
  4. легко усваивает информацию;
  5. очень наблюдателен и любознателен;
  6. устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;
  7. рано проявляет способность сопереживать другим;
  8. любит книги;
  9. проявляет большую энергичность;
  10. часто стремится в своих делах достичь совершенства;
  11. предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
  12. настойчив;
  13. обладает развитым чувством юмора;
  14. использует привычные предметы нетрадиционным способом;
  15. проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить их потребности

  1. Предоставляйте ребёнку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
  2. В открытом доступе у него должны быть самые разнообразные материалы.
  3. Если, руководствуясь своим интересом, ребёнок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.
  4. Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
  5. Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребёнок пришёл к такому выводу, решению.

Если ребёнок начинает плохо себя вести:

  1. Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.
  2. Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.
  3. Злится, если его прерывают – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.
  4. Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

Если ребёнок слишком много смотрит телевизор

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из передач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

Как  предотвратить проблему

  1. Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей.
  2. Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребёнком, чтения.
  3. Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.

Если ребёнок испытывает страхи

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и, в то же время, им ещё нужна защита взрослого.

Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время, правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.

Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка.

У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них всё ещё остается далеко не во всем понятным.

Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.

Как  предотвратить проблему

  1.  Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
  2. Относитесь с участием ко всем чувствам ребёнка, даже если вам не нравится, как ребёнок себя ведёт: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
  3. Разными методами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них; нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.
  4. Прочитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
  2. Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.
  3. Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Дети с преждевременным сексуальным развитием

Если ребёнку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребёнка, то считается, что это ребёнок с преждевременным сексуальным развитием.

Причинами этого явления может быть то, что:

  1. ребёнок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей;
  2. ребёнок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены из фильмов;
  3. у ребёнка низкий уровень самооценки, и такое поведение – способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание;
  4. ребёнок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.

Как  предотвратить проблему

  1.  Дети испытывают совершенно естественный интерес к тому, как устроено их тело, поэтому надо без ажиотажа удовлетворить их любопытство: спокойно рассмотреть друг друга в бане, рассмотреть иллюстрации в книге.
  2. Так как на детей льётся поток откровенной сексуальности через рекламу, скажите детям, что такое поведение нормально для взрослых, но НЕ нормально для детей.
  3. Проявляйте побольше интереса к ребёнку, с тем, чтобы повысить его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей достаточно внимания, дети начинают разными средствами внимания родителей, других детей, людей, и могут стать причиной недовольства или объектом насилия.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Если вы заметите, что дети увлеченно рассматривают гениталии друг друга, но при этом никаких действий не наблюдается, спокойно скажите им: «Нельзя трогать руками половые органы. Этого делать нельзя, потому что они очень нежные и их можно нечаянно поранить или запачкать, тогда они воспалятся».
  2. Если вам доведется увидеть ситуацию, когда один ребёнок заставляет делать других то, что ему хочется, то непременно спокойно вмешайтесь. Помогите ребёнку, которым начал манипулировать ребёнок с ПСР постоять за себя: «Я не хочу, чтобы ты это делал со мной». Скажите ребёнку, который совершает подобные действия, что вы не потерпите этого.
  3. Чаще хвалите ребёнка с ПСР, когда он проявляет свои нормальные детские навыки.

Если ребёнок часто обманывает

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведение не изменят.

Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто поощрять, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребёнка.

Иногда можно принять за ложь фантазии ребёнка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

Как  предотвратить проблему

  1. При всякой возможности старайтесь показать ребёнку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
  2. Постарайтесь не ставить ребёнка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите «Когда вы поссорились, что произошло?».
  3. У ребёнка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твёрдо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Если ребёнок врёт вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
  2. Если вы твёрдо знаете, что ребёнок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю»,- давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
  3. Никогда не спрашивайте у ребёнка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
  4. Упорное враньё – сигнал того, что ребёнок сильно неуверен в себе – он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
  5. Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».

Что делать с ябедами

Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают потому, что считают, что могут возвысить своё «Я» за счёт представления других детей в дурном свете.

Как  предотвратить проблему

  1. Как можно чаще уделяйте своему ребёнку заботливое внимание, говорите ему о его хороших чертах.
  2. Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о своих приятелях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь недослушав ребёнка, вы никогда не поймёте, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.
  2. Скажите ребёнку, чтобы он поговорил о поступке, о котором сейчас рассказывает вам, с ребёнком его совершившим, а не с вами.
  3. Спросите у ребёнка, а как бы он сам поступил в подобной ситуации.
  4. Похвалите ребёнка, когда он, не ябедничая, беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».

Если вы не уверены в возможностях ребёнка

Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребёнка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и перспектива похода к специалистам.

Как  предотвратить проблему

  1. Начните с себя.
  2. Постарайтесь определить, что вызывает ваши сомнения.
  3. Не полагайтесь только на своё субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
  4. Понаблюдайте за действиями ребёнка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно, в целом за деятельностью ребёнка. Постарайтесь записать то, что видите.
  5. Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема у ребёнка, или результат ваше гипертревожности.
  6. Чаще разговаривайте с воспитателями о развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребёнка. Это позволит раньше «захватить» проблему, если она действительно есть.  

        

Как справиться с соответствующими проблемами

  1. Помните, что ваше эмоциональное состояние передаётся ребёнку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать его неуспешностью.
  2. Постарайтесь избавиться от таких высказываний, как «У тебя не получается», «Ты не сумеешь». Замените их конструктивными фразами: «Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего начнешь?», «Ты пробовал построить башню из книг и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?»
  3. Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашего ребёнка. Все дети развиваются в своём темпе.
  4. Если вы видите, что в чём-то ребёнок отличается от других, найдите его сильные стороны. Посмотрите, что можно исправить через сильные, успешные стороны.
  5. Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно нужно.

Если ребёнок упрямится

Причинами такого поведения далеко не всегда является личная ответственность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.

Как быть

  1. Если все дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.
  2. Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребёнка: «ты решил сам надеть ботинки и у тебя всё получилось», характеризующие его лучшие стороны и достижения: «я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «я любуюсь твоими игрушками – там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?
  3. Попробуйте разобраться, что не любит ребёнок, и чем совершенно безболезненно для ребёнка и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить омовением душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?
  4. Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдёт, как применить свою власть над вами.
  5. Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентированных, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

Если ребёнок не желает заниматься «серьёзными делами»

Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьёзно и важно, а что бесполезно и бестолково.

Если, на взгляд взрослых, ребёнок не желает учиться – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не ребёнок не желает заниматься серьёзными вещами, это вы не предъявляете к нему неправомерные требования.

Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, куличков. Называет число? Считает? Вы этого и хотели.

Но вот если ребёнок не играет! Это проблема, тревога «по армии».

Как предотвратить проблему

  1. Не навязывайте ребёнку своё представление о том, что и когда он должен делать.
  2. Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в игру и в игре вместе с ним «научитесь важному делу».
  3. Позволяйте ребёнку вдоволь играть с другими детьми, сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что ещё никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, что ребёнок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он сумел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили ребёнка самоуважению.
  4. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.
  5. Хотите, чтобы ребёнок много знал, - подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока ещё он сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может сам осмысливать, проговаривать. Речь, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.

Если у ребёнка нет друзей

Каждому человеку нужны друзья.

Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

Как  предотвратить проблему

  1. Помогите ребёнку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.
  2. Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.
  3. Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребёнка. Как реагировать на отказ.
  4. Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребёнка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.
  5. Приглашайте сверстников ребёнка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Не утешайте себя мыслью, что ваш ребёнок более развит, более серьёзен, чем сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.
  2. Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребёнок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.
  3. Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.
  4. Возможно, ребёнок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребёнком о его чувствах после визита.

Маленький собиратель

Многие взрослые считают наклонность ребёнка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревоги, если только собирание и хранение предметов не мешает ребёнку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.

Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4-5 лет, дети начинают собирать «коллекции». Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекций не в ценности собираемых предметов,  а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребёнка.

Как  предотвратить проблему

  1. Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребёнок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать, подобрать место для хранения. Предлагайте время от времени разобраться, убрать лишние. Не выбросить, а, возможно, отделить.
  2. Собственность требует уважения, признания прав собственника.
  3. Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребёнка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров, дети часто используют эти предметы для приобретения друзей.
  4. Если у ребёнка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  1. Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребёнку, что это мусор, что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
  2. Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» - разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.
  3. Предложите ребёнку поменяться с вами какими-либо предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.

Если вам не нравятся некоторые черты характера вашего ребёнка

Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились?

Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?

Все-таки не нравятся?

Как быть

  1. Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия или  тревоги.
  2. Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребёнком – как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребёнка на негативные проявления.
  3. Попробуйте взглянуть на эти «не устраивающие» вас черты иначе. Например, ребёнок «упрямый, настырный». Если не вы причина упрямства, то посмотрите, как эти черты проявляются в самостоятельной деятельности ребёнка: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; возможно, начав дело, он доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать). Нет ли здесь, напротив, очень даже положительных черт?
  4. «Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень даже желательны или компенсируются другими особенностями ребёнка. Например, ребёнок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение ребёнка открыл возможную причину этих явлений – у ребёнка буйная фантазия, он всё время что-то придумывает и беспорядок – следствие развитого воображения, в большей степени, чем прямая неаккуратность.
  5. Самое главное. Постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребёнка. Осознайте сами их значимость и ценность. Дайте возможность знать и чувствовать это ребёнку. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст ребёнку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.  

Как поддержать в ребёнке

«внутренний моторчик»

Ребёнок устремлён к тому, чтобы видеть и узнавать окружающее пространство, получать в «собственные руки» как можно больше привлекательных для него игрушек и предметов. Познаваемое пространство постоянно расширяется, и маленький путешественник получает всё больше новых впечатлений и знаний и мотивов к действию, т.е. успешно развивается.

Что бывает, когда малыш доберётся до содержимого кухонного шкафчика или полочки в ванной комнате, знают большинство родителей. Но что такое, собственно, произошло? Ребёнок сам добрался до другого помещения, сам открыл шкаф, сам вытащил банки с крупами, сам открыл крышки. Всё сам! Вы учили его подобным действиям на пирамидках и баночках,  вот он и применил полученные навыки в практической ситуации. С точки зрения жизненной логики – всё просто и правильно.

Что делать, если «моторчик» работает слишком активно?

  1. Если жизни и здоровью ребёнка в это время ничто не угрожает, выждите ровно минуту, ласково улыбнитесь ребёнку и, если очень хочется, укоризненно покачайте головой, - важно, чтобы он не был напуган вашей реакцией, но вместе с тем видел, что вы не очень довольны.
  2. Постарайтесь использовать эти молчаливые мгновения для того, чтобы понять, что именно делает малыш, и оценить «ущерб хозяйству».
  3. Начните «конструктивный» диалог с ребёнком: Коленька решил посмотреть, что здесь интересное лежит? Коленька нашёл ложки? И т.п.
  4. Обратите внимание на ответные реакции ребёнка, это самое важное и самое ценное для вас в данной ситуации – даже неговорящий ребёнок в ответ на ваши вопросы может демонстрировать понимание обращённой к нему речи. В этом случае он будет показывать взглядом, жестами, действиями – то, как он открывал банку, где сахар, ложки и т.п.
  5. Вместе  с ребёнком (а по сути за него) начните собирать рассыпанное, приговаривая «вот мы соберём, положим на место, сначала помоем, а потом уберём», чтобы он понимал причины и следствия действий.
  6. Принимайте помощь ребёнка, даже если она вам не нужна: ты дал мне ложку, вот молодец; подай крышку; поставь коробку на полочку. Вот мы и собрали всё. Сначала рассыпали, а потом собрали.
  7. Закрывать от ребёнка шкафы на замки и резинки неправильно. Будет лучше, если вы уберёте подальше то, что опасно для ребёнка или трепетно дорого для вас.

Если ребёнок недостаточно активен

Вполне возможно, ваш малыш – созерцатель, и самые органичные для него способы познания мира – наблюдение за действиями других людей. Возможно, он из тех, кто «семь раз отмерит и один раз отрежет», и вы ещё будете гордиться его благоразумием, аккуратностью и осторожностью.

Как быть

  1. Если вы видите, что отсутствие видимых активных действий не мешает развитию ребёнка (не влечёт за собой признаков явного отставания от сверстников), то примите «пассивность» за отличительную черту его характера.
  2. Гора не идёт к Магомету? Значит, Магомет идёт к горе. Создавайте для ребёнка ситуации, побуждающие его к передвижению по комнате и к достижению успеха. Например, кладите в нескольких шагах от него что-либо привлекательное и приговаривайте: «А где у нас игрушка? Вот Никита достанет игрушку» и т.п. Не забудьте искренне порадоваться завершению дела: «Какой Никита молодец – достал игрушку!»
  3. Не позволяйте ребёнку долго сидеть без дела в манеже или кроватке – предлагайте игрушки и разные предметы, стараясь определить, какие из них привлекают ребёнка.
  4. Берите ребёнка на руки и отправляйтесь с ним «в путешествие» - к окну, к зеркалу, к шкафу с книгами, в ванную комнату, проговаривайте на ходу всё, что вы видите на своём пути.
  5. Уходя для выполнения домашней работы на кухню или в ванную комнату, берите ребёнка с собой и, устроив его  удобно и безопасно, комментируйте события и свои действия, задавайте ребёнку вопросы (даже не надеясь получить на них ответ), включайте его в свои действия – предлагайте потрогать пену в вашей руке, понюхать как пахнет душистое мыло, вложите в руку кусочек моркови и пр.  

Барби, Кен и розовый домик

Каждое время имеет свои стандарты красоты, благополучия и успешности и кто-то выбирает для подражания именно их. Это слабый аргумент в защиту куклы Барби и сопутствующей ей атрибутики, но всё же аргумент.

Мы не против присутствия этой модели жизни. Мы не за неё в детском саду. Девочек, что совершенно естественно, привлекает блеск, обилие деталей и дополнений, внешняя красивость, им хочется иметь всё, что составляет образ твёрдой, негнущейся, холодной куклы-девушки. Нельзя утверждать, что именно она роковым образом сформирует потребительскую модель жизни, но к чему провоцировать.

Как избежать проблем

  1. Обратить внимание на суть привлекательности Барби. Она состоит именно в деталях – можно многократно менять её образ за счёт различных дополнений. Следовательно, стоит потратить время и силы и вместе с ребёнком (он без сомнения оценит это!) сделать достойный гардероб для обычной мягкой пухленькой куклы-девочки.
  2. Папе тоже придётся потрудиться и сделать (а не откупиться) для дочкиной куклы дом. Для этого можно использовать обычную коробку. Изготовление дома поможет ребёнку понять, сколько ума и труда потребуется, чтобы был создан и сам дом, и домашняя утварь, и украшения для него. Такая совместная работа сближает родителей и детей, создаёт единое эмоциональное и содержательное пространство.
  3. Предоставить ребёнку достаточное количество «расходного материала» - лоскутков, пуговичек, бусинок, «остатков» бижутерии, помочь освоить начала шитья.  
  4. Гордиться созданным мамой, вместе с мамой, своими собственными руками дети будут несказанно больше, чем благоприобретённой куклой Барби.

А в целом, всё будет зависеть от позиции самих взрослых – восхищение и придыхание перед «красотой Барби» передаётся «по наследству».

Головастик в кармане

Практически все дети раньше или позже проживают период активного интереса к миру живых существ, горя желанием «позаботиться наилучшим способом» о кошках, мышках, тритонах и прочих. Делают они это, конечно, с истинно детским пониманием звериного комфорта – у кошки появляется пышная перина с одеялом и подушками, тритон поселяется в хлорированной водопроводной воде, украшенной соцветиями одуванчиков, а мышка лакомится конфетами, забыв вкус сухой корочки.

Радикально настроенные родители требуют «выбросить немедленно эту гадость», более либеральные – дают советы и периодически спасают зверьё от «удушения любовью».

Как наилучшим образом использовать желание заботиться

  1. Безусловно, прежде всего, дать себе труд понять мотивы ребёнка: взрослые заботятся о ребёнке и ему так же хочется заботиться о ком-то. Этот «кто-то» должен стать объектом серьёзного семейного совета. Важно внятно пояснить ребёнку причины отказа, если нежелание иметь в доме крысу «обжалованью не подлежит» и в то же время, постараться не быть эгоистичным, ведь у ребёнка может быть иное представление о степени её противности.
  2. Выбрав (или приняв по факту) домашнего питомца, необходимо твёрдо пояснить ребёнку, что забота о нём – это ответственность.
  3. Чтобы ошибки ребёнка не были трагичными для здоровья зверька, обязательно вместе найдите в книгах или в Интернете информацию о нем, обсудите то, что и как он будет делать.
  4. Не оставляйте ребёнка наедине с заботой, помогайте ему справиться с задачами кормления и ухода, поддерживайте его правильные действия, поясняйте возможные следствия ошибок, исправляйте ошибки, а не укоряйте за них.
  5. Вместе радуйтесь проделкам зверька, обсуждайте с ребёнком его повадки, гордитесь им и своим ребёнком. 

Путь-дорожка

Время, проведённое с ребёнком в транспорте, иногда можно приравнять к «фронтовым действиям». Дело не в капризности, а в том, что активный и деятельный по натуре дошкольник не любит однообразия.

Взрослые терпеливо переносят неудобства и скуку, предвкушая радости, ожидающие их в конце пути, а ребёнок живёт в ситуации «здесь и сейчас», ему нужно, чтобы интересно было сию секунду, чтобы можно было двигаться.

Именно поэтому ребёнок начинает исследовать купе поезда, каюту парома, выбираться в проход движущегося автобуса или самолёта практически в первые минуты путешествия. Взрослые удерживают силой – получают рёв и недовольство. На некоторое время купе или каюта станут вашим «временным домом», который вы будете делить с попутчиками, следовательно, стоит найти общий язык, а не переходить в наступление «по всем фронтам».  

Как избежать проблем и недовольства окружающих

  1. Собираясь в долгий путь, не забудьте взять не только свою косметичку, но и то, что способно занять ребёнка – книжку, фломастеры и блокнот, игру. Их можно сложить  в детский рюкзачок.
  2. Зная особенности своего ребёнка, в доброжелательной форме сообщите о них своим соседям: «у нас очень беспокойный и любопытный малыш, возможно он доставит вам некоторые неудобства».
  3. После первых минут устройства на новом месте, обязательно уделите время и внимание ребёнку: пройдите вместе по вагону, зайдите в тамбур и в туалет, познакомьтесь с проводником и соседями. Поясните ребёнку, где может быть опасно и как избежать неудобств и опасностей.
  4. Вместе найдите приемлемое место для «гостевания вне купе» - покажите откидное сиденье, поручни, подтягиваясь на которых можно смотреть в окно.
  5. Подскажите ребёнку слова, с которыми он может обращаться к незнакомым людям в соседнем купе. Удостоверьтесь, что ребёнок им не мешает.
  6. Предлагайте ребёнку поиграть, по возможности, вовлекая в игры и соседей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Шпоргалки для воспитателей

Краткое содержание проблемы и ее решение ....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...