Портфолио пишем вместе с родителями.
статья по теме

Черкасова Татьяна Леонеровна

  Существует несколько  вариантов создания портфолио дошкольника и способов его наполнения. Очевидно одно - заинтересованность родителей,подтверждающая их запрос, станет гарантом их участия в данном долгосрочном проекте. Детское портфолио может стать той самой "изюминкой" в рамках комплексного развития ребёнка как показатель его роста и личностных достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся.

 Следовательно, последний  элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода.

 Индивидуальные  образовательные достижения, своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных  достижений ребенка,   и будет портфолио ребенка. Таким образом,  

Портфолио — это:

1.        способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог — ребенок — родитель»;   метод оценивания реальных достижений дошкольника;

2.        коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;

3.         своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;

4.         коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;

5.       инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

 Важная цель портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.

 Основной смысл  портфолио — показать все, на что способен ребенок.  

Портфолио дошкольника — это  прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного  оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.

     Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения  и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает  диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание  разделов, которые  заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 - «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится »,«Обожаю,  когда...»),  в которой будут записаны  ответы ребенка.

Раздел 2 - «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 - «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 - «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 - «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 - «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций, проводящих конкурсы).

Раздел 7 - «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 - «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ .

Л. Орлова предлагает   такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию  на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио.

  Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 - «Познакомьтесь со мной» содержит  вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда   последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы  в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой  рассказ  родителей, почему было выбрано это имя, откуда  пошла фамилия, информация о знаменитых  тезках и известных однофамильцах, персональная  информация  ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 - «Я расту» включает вкладыши: «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например - считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 - «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 - «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 - «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 - «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».  В разделе  размещаются  детские  работы (рисунки, сказки, стихи,  фотографии с утренников,  записи  стихотворений,  которые ребенок рассказывал  на утреннике и др.)

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают  определенную структуру портфолио:

Раздел 1 - «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2- «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 - «Информация ребенка о себе» содержит  информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

 Л.Адаменко  предлагает  следующую структуру портфолио:

 Раздел  1- «Какой ребенок хороший»,   содержит  информацию о личностных качествах  ребенка  и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления  воспитателей о ребенке;  ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной  беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»);  психолого-педагогическую  характеристику  ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

Раздел 2- «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки ; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

 Раздел  3 - «Какой  ребенок успешный» содержит информацию   о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое портфолио ребенка? Консультация для родителей

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общени...

Вместе с родителями, а не вместо них

Семья и детский сад - два важных звена в жизни ребенка. Без родительского участия процесс воспитания будет неполным. "... Надо сделать так, чтобы детский саднеподменял родителей, а соединялих друг с д...

"Технология портфолио как средство привлечения родителей к сотрудничеству" (есть презентация и видео)

Данный материал отражает современные формы сотрудничества воспитателя с родителями в детском саду. Может быть использован как консультация для педагогов....

спортивный праздник вместе с родителями "Вместе веселей"

спортивное мероприятие для детей старшей группы и их родителей...

Проект "Историю пишем вместе " Летопись детского сада "Солнышко"

hellip;Дыши, живи, тепло храни,                    Любимый детский сад.                      ...

спортивное развлечение вместе с родителями на 23 февраля "Вместе с папой"

Конспект спортивного развлечения посвященного дню защитника отечества. Участвуют дети и папы старшей группы детского сада....