Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.
занимательные факты (младшая группа) по теме

Комазенкова Анна Александровна

Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.

Данный материал разработан мамой воспитанницы младшей группы Кирилловой Натальей Алексеевной в рамках методических наработок и рекомендаций по работе с детьми со стороны родителей, обмен опытом в воспитании и обучении детей. Тему мама выбрала самостоятельно! Выражаем её огромную Благодарность!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudolyubie_i_samostoyatelnost_kirillova_kseniya.docx240.08 КБ

Предварительный просмотр:


Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.


Первый этап воспитания в ребенке самостоятельности и трудолюбия.

Основы трудолюбия закладываются очень рано: когда 3-4-месячный карапуз впервые тянет непослушную ручонку к игрушке...

Мамы ведут себя по-разному – одна быстренько поможет и заботливо вложит погремушку в ручку, а другая будет терпеливо наблюдать, как малышок старается изо всех младенческих сил, промахивается, злится, но пробует снова и снова. Первая мама воспитывает «Лентяя», а вторая – «Деятельного Человека».

Познавательный интерес - трудовая деятельность формирует активную позицию ребенка по отношению к миру, учит не потреблению, а созиданию, повышает самооценку, формирует самостоятельность, в процессе трудовой деятельности происходит всестороннее физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, планировать результат, исправлять ошибки и т.д.).

Необходимо давать своему карапузу возможность самостоятельно победить погремушку, нанизать кружочки, тем самым собрав пирамидку, перелистнуть страничкукнижки – так МЫ – родители учим его НАСТОЙЧИВОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, учим его ТРУДИТЬСЯ, чтобы достичь цели.

Следующий этап научить ребенка заботиться о себе, овладеть навыками самообслуживания.

Для этого необходимо терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания должна расширяться – уборка комнаты, стирка белья, приготовление еды и т.д.

Семья – это самый первый трудовой коллектив, ведь быт в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Маленькие дети обучаются всему в основном подражанием, поэтому если ребенок, видя, как мама готовит, а папа пылесосит, тоже хочет поучаствовать, ни в коем случае нельзя отталкивайте его, как бы мал он не был.


НЕЛЬЗЯ ограничивать инициативу малыша!


Приучая ребенка к выполнению домашних дел, мы готовим его к самостоятельной жизни, воспитываем привычку заботиться о себе и о своих близких, закладываешь основы его собственной счастливой семейной жизни. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, врачом или менеджером.

Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени способствуют умственному развитию ребенка.

Ребенка с малых лет нужно активно привлекать ко всем совместным делам семьи – уборка дома, приготовление еды, уход за домашними цветами и растениями, ожидание гостей и т.п. Самое главное, что бы это было не под давлением, ни в коем случае нельзя заставлять, принуждать ребенка выполнять то или иное поручение, всегда давать только выполнимые задания, а если не получается прийти на помощь, показать, научить довести начатое до конца. В форме игры включить, заинтересовать малыша в совместное дело, чтобы ребенок сам этого хотел, проявляя собственную инициативу. К примеру, весело провести время с мамой на кухне готовя угощения для гостей, ужин для всей семьи, или заняться уборкой квартиры, ведь даже уборка квартиры может принести массу положительных эмоций, занимаясь ей,  

например, под веселую музыку, создавая тем самым позитивное настроение себе и

малышу. При всем при этом не забывать хвалить малыша, желательно в присутствии всей семьи за проделанную работу над собой, тем самым стимулируя малыша на новые подвиги, вселяя ему уверенность в свои силы. Но ни в коем случае НЕЛЬЗЯ делать помощь по дому средством для достижения другой цели ("Пока не уберешь комнату, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто вынужденное, помощь по дому потеряет свою привлекательность, перестанет увлекать и приносить радость.

Резюмируя все вышеизложенное можно выявить основные правила:




1. Не подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только путем проб и ошибок, то есть только на практике.



2. Прежде чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать. Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с заданием ребенок. Если что-то не получилось, найдите, за что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.



3. Будьте последовательны в своих требованиях.
4. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Труд должен быть посильным и требовать физических и умственных усилий.
5. Превратите домашнюю работу в увлекательную игру.
6. Учите ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о своей работе, о работе других близких.
7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Постоянно хвалите его за старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не самого маленького исполнителя.
8. Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул, предлагайте ему разную работу: полил цветы, а теперь давай вместе приготовим обед.
9. Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.
10. Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все получилось — не раздражайтесь, объясните ещё раз. 11. Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо накрыть праздничный стол, прибраться к приходу гостей, навести порядок после праздника) и приучайте начатую работу доводить до конца.
12. Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей своего ребенка.
13. Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому вымоешь посуду").


ТЕРПЕНИЯ ВАМ ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДАТЬ РЕБЕНКУ В ПЕРВЫЕ 3 ГОДА ЖИЗНИ!

В данном материале указаны самые важные знания, которые необходимо заложить ребенку в первые 3 года жизни....

Публикация "Инициативность - качество личности, которое воспитывается с дошкольного детства"

В статье раскрывается понятие «инициативность», описываются условия, обеспечивающие ее развитие, перечисляются  актуальные формы работы с детьми....

"5 советов для родителей: воспитание трудолюбия и самостоятельности у дошкольников в семье» (средний возраст)

5 советов для родителей: воспитание трудолюбия и самостоятельности у дошкольников в семье....

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

"5 советов для родителей: воспитание трудолюбия и самостоятельности у дошкольников в семье"

Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способст...

"Выносливость, как одно из важнейших физических качеств человека "

В современном мире, все большее число людей подвержено влиянию спорта. И речь идет не о средствах массовой информации, пропагандирующей нам здоровый образ жизни. Желание иметь здоровый и крепкий орган...