Публикация "Инициативность - качество личности, которое воспитывается с дошкольного детства"
статья по логопедии

Муравьёва Елена Александровна

В статье раскрывается понятие «инициативность», описываются условия, обеспечивающие ее развитие, перечисляются  актуальные формы работы с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_initsiativa.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИНИЦИАТИВНОСТЬ - КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ, КОТОРОЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ С ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Е.А. Муравьёва

МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» г.Лесосибирск, Россия

В статье раскрывается понятие «инициативность», описываются условия, обеспечивающие ее развитие, перечисляются  актуальные формы работы с детьми.

Ключевые слова: инициативность, задачи ФГОС ДО, целевые ориентиры, клубный час, метод проектов, детский совет, исследовательская деятельность.

The article reveals the concept of "initiative", describes the conditions that ensure its development, lists the actual forms of work with children.

Key words: initiative, tasks of GEF DOs, targets, club hours, project method, children's council, research activities.

Каким мы хотим видеть человека нового поколения? Разные временные эпохи требовали определенных, характерных эпохе черт личности человека. В советские годы в послевоенный период, когда нужно было восстанавливать страну, требовались исполнительные, ответственные люди, труженики, рабочая сила.  Сейчас же, от современного поколения требуются новые научные открытия, молодежь должна быть активна, инициативна, чтобы развивать науку, экономику и другие сферы жизни. Для того чтобы воспитать такие качества, как инициативность и самостоятельность в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) были прописаны основные принципы и целевые ориентиры. Но оказались ли педагоги дошкольного образования готовы к новым требованиям? Практика реализации ФГОС в детских садах показывает, что педагогам требуется существенно изменить свою привычную деятельность для создания условий, необходимых для формирования инициативности и самостоятельности детей.

В целевых ориентирах ФГОС ДО представлены характеристики достижений детей, которые … в том числе характеристики инициативной личности:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [1;]

Синонимы к слову «инициативность» - активность, деятельность, предприимчивость, самостоятельность, энергичность.[] Инициативный человек, это человек имеющий собственное мнение, способный отстаивать его и воплощать в жизнь. Доступное толкование данному понятию дала Татьяна Ивановна Юстус, кандидат психологических наук, руководитель детского сада «Журавушка» МАОУ «Гимназия № 1 «Универс» г. Красноярска -  «Инициативность – способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом».[] Главное, чтобы воспитатель группы не препятствовал ребенку осуществлять свой замысел.

Качества, обеспечивающие инициативность:

  • осознание своих потребностей (часто дети не знают чего хотят, их об этом не спрашивают, навязывая заранее приготовленное);
  • воображение (замысел должен откуда-то взяться);
  • уверенность в себе (у ребенка могут быть интересные мысли, рассуждения, но он боится рискнуть и высказать их);
  • ориентация в социальных рамках (инициатива должна быть адекватна ситуации);
  • способность взаимодействовать с другими, умение договариваться.

Эти качества формируются в сюжетно-ролевых играх, в познавательной, экспериментальной деятельности. Но важным условием является - действие ребенка по собственному замыслу. Нужно, чтобы в группе был особый уклад жизни:

  • доступная, гибкая, изменяемая предметная среда;
  •  воспитатель, способный организовать различные виды деятельности и в нужный момент предоставить детям действовать самостоятельно.

Дети – хозяева в пространстве группы? Чаще всего, руководство детского сада стремиться работать по ФГОС и призывает воспитателей создавать в группе условия для его реализации. Да, в группах появились центры для экспериментирования, неоформленный материал и др. Но по факту все это создано не для детей, а для комиссии («Этим играть нельзя, ты наводишь беспорядок!», «Куда ты двигаешь стол? Поставь на место!».  Но когда приходит время показывать открытое занятие и воспитатель призывает детей проявить инициативу, этого не происходит. Почему? Такие качества, как инициативность и самостоятельность должны развиваться….Таких казусов не случиться, если воспитатель поддерживает интерес детей к познавательной деятельности, в группе есть чем заинтересоваться, доступность к различным материалам, поддерживается ситуация выбора.

На данный момент существует немало форм работы, в которых воспитываются важные качества для современного дошкольника:

  • Метод проектов (это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); []
  • Клубный час (форма реализации детского досуга, когда в определенный день и час дети по собственному выбору могут посетить организованные взрослыми различные клубы. Опыт использования «Клубного часа» представлен Гришаевой Н.П. ст. научным сотрудником ИС РАН и Струковой Л.М. педагогом-психологом ГБОУ 2620);
  • Детский совет (это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что  позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы). []
  • Исследовательская деятельность (это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения) []

Список литературы

Москалева Л. Ю., Дарченко М. В. Технология «детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56849.htm. [москалева]

Исследовательская деятельность -

ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования. URL:

http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

Т. И. Юстус «Как использовать стандарт для настоящих перемен в жизни сада?https://medium.com/direktoria-online/olga-dzhamamedova-bfb5dd024169

Википедия https://ru.wikipedia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.

Трудолюбие и самостоятельность - два важнейших качества человека, которые необходимо формировать с детства.Данный материал разработан мамой воспитанницы младшей группы Кирилловой Натальей Алексеевной ...

методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.

Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...