Как дети учат друг друга разговаривать (консультация для родителя)
методическая разработка (младшая группа) по теме
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. В данной консультации родители найдут для себя ответ на вопрос: "Насколько полезно общение детей друг с другом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Как дети учат друг друга разговаривать
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Почему, спросите вы? Откроем вам секрет - именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия: "здорово", "плохо", "сильно", "смело"; прилагательными, передающими эмоциональное отношение: "красивый", "добрый", "вредный" и личными местоимениями: "они", "мы", "ты». Со сверстником дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.
Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми? Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.
Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все становится ясным.
Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников связной, полной и понятной.
Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дети учатся жить у жизни"- заповеди для родителей.
Родителям очень трудно воспитывать детей.И эти короткие ,но ёмкие по содержанию заповеди помогутим в трудную минуту....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229224-1364313593.jpg)
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/18/picture-838480-1708277698.jpg)
Телевизор - друг или враг? Консультация для родителей.
Телевизор - друг или враг ребёнка? Офтальмологи настоятельно рекомендуют не подпускать ребенка до трех лет к телевизору: только к этому времени глаза малыша становятся готовыми к теленаг...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1213095-1580375524.jpg)
Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».
Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-392837-1395558879.jpg)
"Малыш в три года не разговаривает". Консультация для родителей.
Данная информация познакомит родителей с нормами речевого развития детей трех лет и возможными проблемами речевого развития ребенка. В материале раскрыты возможные причины задержки речевого развития и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-1377592-1642249887.jpg)
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителейПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямств...