Как дети учат друг друга разговаривать (консультация для родителя)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Сокольская Татьяна Сергеевна

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. В данной консультации родители найдут для себя ответ на вопрос: "Насколько полезно общение детей друг с другом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_deti_uchat_drug_druga_razgovarivat.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Как дети учат друг друга разговаривать

     

     Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Почему, спросите вы? Откроем вам секрет - именно общаясь  со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия: "здорово", "плохо", "сильно",  "смело";  прилагательными, передающими эмоциональное отношение: "красивый", "добрый", "вредный" и  личными местоимениями: "они", "мы", "ты». Со сверстником дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

    Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми? Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

    Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все становится ясным.

    Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников  связной, полной и понятной.

    Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети учатся жить у жизни"- заповеди для родителей.

Родителям очень трудно воспитывать детей.И эти короткие ,но ёмкие по содержанию  заповеди  помогутим  в трудную минуту....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Телевизор - друг или враг? Консультация для родителей.

  Телевизор - друг или враг ребёнка? Офтальмологи настоятельно рекомендуют не подпускать ребенка до трех лет к телевизору: только к этому времени глаза малыша становятся готовыми к теленаг...

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».

Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...

"Малыш в три года не разговаривает". Консультация для родителей.

Данная информация познакомит родителей с нормами речевого развития детей трех лет и возможными проблемами речевого развития ребенка. В материале раскрыты возможные причины задержки речевого развития и...

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителейПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямств...