Тема: «Мастерская букв» Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв
методическая разработка (старшая группа) по теме

Аюпова Фавзана Фаритовна

 

Уважаемые родители!
Формирование навыка чтения необходимо  для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их  зеркально.  Это приводит к низкой эффективности  чтения и снижению уровня понимания прочитанного.  Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.
1. Называние буквы. Дети знакомятся  с тем, что звук можно обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко, без призвуков «ы», «э», демонстрируем  черно – белый печатный вариант.
2. Просим назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают  особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы:

Ж – Жук летает над лужком
Он устал ходить пешком.
З – буква «З» - замок висячий,
Ищем ключик ей в придачу.

3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве), можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить  эту букву. Ощупывая объёмную букву (из пенопласта), узнавать её закрытыми глазами.
4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.
5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы: обведение трафарета вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина, выкладывание из геометрических фигур, семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры:

- Пантомима  «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);
- Изобрази букву пальцами;
- определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;
- узнавание букв, написанных разными шрифтами;
- нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.

Литература
Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007