Проект "Загадочный мир кристаллов"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мингазова Эльмира Сайфулловна

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов.

         Опираясь на Федеральный закон,  ежедневно должна  проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по  образовательным областям.

Цель работы: научиться выращивать  кристаллы разных веществ  в домашних условиях.

Задачи работы:

  1. изучить и систематизировать литературу по теме проекта;
  2. познакомиться со способами выращивания кристаллов;
  3. освоить методику выращивания кристаллических тел;
  4. провести наблюдения за процессом кристаллизации;
  5. выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.

Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов.

        В режиме дня детей дошкольного возраста  выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня и т.д. Поподробнее хочу остановиться на совместной деятельности взрослого и ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

        Познавательно-исследовательскую деятельность с воспитанниками я организовала  во второй половине дня  именно здесь есть значительный отрезок времени, когда дети могут заниматься в групповой, играть в разные игры, в том числе, и экспериментально-исследовательские. Исследуя данное явление, мы пополнили развивающую среду, центр экспериментирования,  центр естествознания и ОБЖ пополнили природными и искусственными кристаллами (мрамор, гранит, хрусталь)

        

        Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили  «Что такое снег? Из чего он состоит и откуда берется?» Придя в группу, мы  решили посмотреть в книжках ответы. И выяснили снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Мы присмотрелись к снежинкам – и не нашли ни одной одинаковой. Просмотрели презентацию, в которой представлены коллекции увеличенных фотографий  кристаллов.

          Стало еще интересней, что такое тогда кристаллы и как они образовываются?

                         Так и родилась тема  исследования: «Кристаллы»

Прежде чем перейти к исследованию «Кристаллов» была  подготовлена  среда и необходимое оборудование:

-защитные фартуки

-маски

- баночки, колбочки

-лупы

-шерстяные нитки

-одноразовые ложки

-вещества для исследования (соль, сахар, морская цветная соль, медный купорос)

-вода (горячая и холодная)

                  Кристалл — это твердое состояние вещества. Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы.

         Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.  Если посмотреть на сахар, соль или чистый песок в увеличительное стекло или микроскоп, то можно увидеть формы их кристаллов.  

         В природе существует много веществ, образующих кристаллы:

-        каждая частица соли и сахара – тоже кристалл;

-        снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Все они расположены так, что образуют пушистую рыхлую массу, в которой не могут лечь плотно друг к другу.

Моя совместная деятельность с воспитанниками  простроена последовательно:

И имеет следующие конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;(перед экспериментом, дети озвучивают свои предположения)

• Поиск и предложение возможных вариантов решения; (исследование  вещества на растворимость, наблюдение за кристаллизацией)

• Сбор материала; (что мы узнали о кристаллах)

• Обобщение полученных данных. (продукт  исследования )

Рассматривая кристаллы, воспитанники решили узнать растворяются ли кристаллы в воде? Я предложила проверить

 Мы провели опыт по растворимости сахара и соли

        Взяли  стакан с теплой водой и  стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.

        По чайной ложке сахара положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы сахара растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:

-в теплой воде кристаллы сахара и соли растворяются быстрее, чем в холодной.

-кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого

растворы.

Мои воспитанники пришли к выводу : Все кристаллы растворяются по- разному.

Например:  В холодной воде соль растворяется быстро, сахару необходимо больше времени.

Горячая вода помогает некоторым веществам легче растворяться, как, например, сахару в горячем чае.

 

Читая и изучая литературу для выяснения  нашего вопроса: «Что такое кристаллы?», мы решили попробовать вырастить это чудо у себя в детском саду. 

Следующий опыт: Кристаллизация –  выращивание кристаллов.

Опыты по кристаллизации:

Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми.

Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, соль еще оказывает оздоровительное воздействие на человека для этого созданы солевые комнаты. Вот и мы выращивание наших кристаллов начали с этого уникального продукта.

Больше всего Моим воспитанникам  хотелось получить кристалл поваренной соли, так как она есть дома у каждого и для выращивания не надо никаких сложных инструментов и дорогих затрат. Затем захотелось вырастить кристалл, который был бы прочнее, не такой хрупкий как поваренная соль. Прочитав дополнительную литературу, мы узнали, что можем вырастить  красивейший кристалл из соли и медного купороса

        

         

        

1.  Результаты выращивания кристаллов поваренной соли

2.        Результаты выращивания кристаллов медного купороса

                 В результате изучения дополнительных  материалов, а также    проведения практической работы мои  воспитанники пришли к следующим выводам:

  1. Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней.

 

  1. Кристаллы бывают разных цветов, в большинстве своём прозрачны.

  1. Кристаллы окружают нас повсюду.

        Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что  попытались вырастить кристаллы в домашних условиях из разных солей. Для этого  использовали: поваренную соль, морскую соль для ванны,  из пищевой соды.

                В процессе работы воспитанники  усвоили основные этапы  и важные правила выращивания кристаллов. Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.  Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор.

        Таким образом,  мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты.  Мы научились выращивать кристаллы различных веществ.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выращиваем соляные кристаллы

Эксперимент по образованию соляных кристаллов...

Мастер - класс "Выращивание кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов...

"Волшебные кристаллы"

Чтобы активность детей не ослабевала. Наряду с ясными, отчётливыми знаниями должна оставаться зона неопределённых. Важно, чтобы дети самостоятельно искали решение поставленных перед ними задач, ...

Проект кристаллы

Познакомить с разнообразием кристаллов и создать условия для эксперименирования с ними....

проект «Как вырастить кристаллы?»

проект «Как вырастить кристаллы?»Цель проекта:·        Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.·...

Конспект НОД "Кристалл здоровья"

Данное занятие направлено на закрепление  культурно-гигиенические навыков, привычку к аккуратности, чистоте у детей старшего дошкольного возраста....

"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.

Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...