проект «Как вырастить кристаллы?»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вдовкина Ольга Александровна

проект «Как вырастить кристаллы?»Цель проекта:

·        Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.

·        Научиться самостоятельно выращивать кристаллы соли.

Задачи:

1.     Выяснить, откуда берется соль.

2.     Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3.     Исследовать свойства соли опытным путем.

4.     Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5.     Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

6.     Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7.     Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc651 КБ

Предварительный просмотр:

Вдовкина Ольга Александровна

МБДОУ детский сад №8 г.о.Самара

Воспитатель

Оглавление:                                                            

                                                                                             стр.

  1. Введение                                                                                 3 – 5
  2. Основная часть                                                                     6 – 14
  • Начальный этап                                                                      6 – 7
  • Технологический этап                                                            8 – 11
  • Рефлексивный этап                                                                 12 - 14
  1. Заключение                                                                            15
  2. Список литературы                                                              16

Введение:

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.

Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…

А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха, Феоткулова Халиса  рассказал о своей поездке с родителями  в Египет. Еще она рассказал, что когда они были на Красном море,  Халиса нашла камень покрытый кристаллами соли. Она спросила у папы: « Почему он покрыт солью?». Папа сказал: «Вода в море очень соленая, и на камнях могут образовываться  кристаллы»,Потом мы посмотрели фотографии. Дети были в восторге от рассказа Халисы. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.

Так возник проект «Как вырастить кристаллы?». Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели.

Цель проекта:

  • Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.
  • Научиться самостоятельно выращивать кристаллы соли.

Задачи:

1.     Выяснить, откуда берется соль.

2.     Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3.     Исследовать свойства соли опытным путем.

4.     Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5.     Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

6.     Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7.     Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

8.     Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По характеру контактов – разновозрастной.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – среднесрочный.

Основная часть:

1.     Начальный этап – проектирование (сентябрь).

Беседы: «Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»;

  • рассматривание энциклопедий, чтение книг;
  • поиск информации в интернете;

планирование работы.

Дети учатся самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Наметили план: (октябрь) :

  1. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
  2. Исследовать, почему соль бывает разного цвета.

2.     Технологический этап (реализация проекта) (ноябрь).

  • Обсуждение поговорок, пословиц, афоризмов о соли:

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

На хлебе, на соли, да на добром слове

Соли не жалей, так и есть веселей

Рассыпал соль — быть беде

Пуд соли вместе съесть

Подавая соль смейся, не то поссоришься

Без хлеба не сытно, без соли не сладко

Соли нету, так и слова нету

Речь без пословицы, все равно, что еда без соли

Недосол на столе, пересол на спине

За хлебом-солью каждая шутка хороша

Щепотка соли делает сахар слаще

Без соли и хлеб не естся.

Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.

  • Слушанье и обсуждение  рассказов :
  1. Виталий Бианки. Рассказы - Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать.
  2. Русская народная сказка – Соль.
  • Рассмотрение образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) под лупой, микроскопом:

  •  опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?»)
  • Самостоятельно вырастить кристаллы соли.

3.     Рефлексивный этап (декабрь).

◊ обобщение и систематизация полученных знаний;

Мы узнали, что существует несколько видов соли:

  1. Экстра

«Агрессивный» вид соли, ибо не содержит в себе ничего, кроме чистого хлорида натрия. Все дополнительные микроэлементы (обычно полезные) уничтожаются в результате выпаривания воды из нее и при очистке содой. Наименее полезный вид — и для похудения в том числе, потому что более других солей способствует задержке жидкости в организvе.

  1. Йодированная

Употребление йодированной соли показано людям, живущим в экологически неблагоприятной местности, с заболеваниями щитовидки (увеличением щитовидной железы). При повышении активности щитовидной железы лучше такую соль не есть. Исключительно в плане похудения нет разницы при выборе такой соли: калорийность в ней такая же, как и в обычной.

Не все знают, что, употребляя такую соль, нужно отслеживать срок годности: не позже 9 месяцев со дня изготовления.

  1. Каменная и поваренная

Скажем так, это два варианта одного продукта. Каменная соль — неочищенный осветленный натурпродукт. А поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.

Эти два вида так же, как и «Экстра», имеют свойства чуть больше задерживать воду в организме.

  1. Морская

Один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид. При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.

В отношении морской соли можно не беспокоиться о сроках годности: ее кристаллы могут храниться бесконечно.

  1. Черная

Природная неочищенная соль. Богата микроэлементами: йодом, серой, железом, калием и др. При постоянном применении действует как легкое слабительное, немного улучшает пищеварение. Из-за большого количества микроэлементов меньше задерживает жидкость в организме, чем другие виды соли.

  1. Диетическая

Такой вид соли на самом деле существует. В нем снижено содержание натрия, но зато добавлены важные для полноценной работы сердца и сосудов магний и калий. Жаль только, что, как и многие диетические продукты, она предназначена не для соблюдающих диету, а для людей с определенными заболеваниями (в данном случае остеохондроз).

  1. Соль разного помола

Выбор ее зависит не от пользы для здоровья, а исключительно от целей ее использования.

Мелкая — быстро растворяется, поэтому призвана подаваться к столу, добавляться в готовые блюда — чаще всего в салаты и закуски.

Средняя — для сухого посола мяса и мясных продуктов (то есть при натирании солью), для запекания и копчения рыбы, для приготовления овощей, маринования и консервирования.

Крупная — для приготовления супов, мяса, разных видов круп, для засолки рыбы и консервирования овощей.

Узнали что самое соленое море:

Красное. В 1 литре его воды содержится 41 г солей. В среднем за год над морем выпадает не более 100 мм атмосферных осадков, тогда как величина испарения с его поверхности достигает 2000 мм в год. При полном отсутствии речного стока это создает постоянный дефицит водного баланса моря, для восполнения которого существует только один источник - поступление воды из Аденского залива. В течение года через Баб-эль-Мандебский пролив в море вносится примерно на 1000 куб. км воды больше, чем выносится из него. При этом, согласно расчетам, для полного обмена вод Красного моря необходимо всего 15 лет. В Красном море вода очень хорошо и равномерно перемешана. Зимой поверхностные воды остывают, становятся более плотными и опускаются вниз, а вверх поднимаются теплые воды с глубины. Летом с поверхности моря испаряется вода, а оставшаяся вода становится более соленой, тяжелой и опускается вниз, а на камнях образуются кристаллы соли.  На ее место поднимается менее соленая вода. Таким образом, весь год вода в море интенсивно перемешивается, и во всем своем объеме море одинаково по температуре и солености, кроме как во впадинах.

◊ фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры»);

◊ формулирование выводов:

◊ подготовка и проведение презентации: «Как вырастить кристаллы?»

Заключение:

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились всех перечисленных целей. Выяснили, откуда берется соль, узнали зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная? Опытным путем исследовали свойства соли. Нашли много сведения о соли в разных художественных произведениях, энциклопедиях, интернете. Во время исследования  стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. При изучении литературы воспитывался  интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли. По всей проделанной нами работой была подготовлена презентация «Как вырастить кристаллы», и составлена поэтапная памятка по выращиванию кристаллов из соли.

Заключительный этап проекта – презентация и грамотный, интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям.

Список литературы:

  1. Анн Сладович Занимательный атлас – Моря и океаны. Издательство Атлас, 2007.
  2. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Издательство: Азбука-классика, 2008 г. (Русская народная сказка – Соль).
  3. Бухова Татьяна «Пьют ли рыбы воду?» Издательство «Кристина и К°» и Time-Life Books B.V., 1994.
  4. Виталий Бианки. Рассказы - Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать.  Издательство "Народная асвета", Минск, 1978
  5. Джейн Эллиот и Колин Кинг при участии Сюзен Кроуфорд и Анабел Крейг «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006
  6. Уваров Н.В.. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я вырасту здоровым"

Детско-родительский творческий  Проект«Я вырасту здоровым» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип проекта информационно – практико – ориентированныйУчастники проекта: дет...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Как вырастить картофель из семян»

Очень интересная форма работы с детьми - проектная деятельность. Дети, исследуя и проводя опыты,самостоятельно добиваются нужного результата, считая при этом, что всё делается по их инициативе, а восп...

проект "Как вырастить лук"

В результате работы по  проекту "Как вырастить лук" дети старшей группы выяснили, как влияют различные условия на развитие и рост растений, в данном случае лука....

Презентация исследовательско-творческого проекта "Как вырастить витаминку на подоконнике?"

Проект  "Как вырастить витаминку на подоконнике?" был реализован с воспитанниками младшей группы. Не только дети, но и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта....

Исследовательский проект "Как вырастить бобы"

В проекте "Как вырастить бобы" , у детей появляется возможность как наблюдения так и экспериментирования с семенами бобов. В любой момент дети смогут поучаствовать в этом проекте... Это очень увлекате...

Проект «Как вырасти здоровыми»

Долгосрочный проект в старшей группе детского сада мы апробируем в текущем учебном году. Родители и дети заинтересованы как самим проектом, так и его результатами. Рекомендую  использовать проект...

Проект "Как вырастит зелень на подоконнике"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...