Малые фольклорные жанры и формирование элементарных математических представлений.
материал по теме

Жигулина Анастасия Владимировна

 

Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики, которая имеет широкие возможности при ознакомлении детей с математическими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_zhanry_i_matematika.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры и формирование элементарных математических представлений.

    Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Обучение математике должно происходить в повседневной жизни, сюжетно-ролевых играх, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка).

    Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастов.

     К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и др.

    Поговорим о загадке как средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях. В загадках математического содержания  предмет или явление анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирования навыка распознавания и умения называть их можно использовать следующие загадки.

                  ***

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат).

              ***

Ты на него, ты на меня-

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

Мы все похожи как один! (Треугольники)

                 ***

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши детки просыпаются,

В детский садик собираются.

(Утро)

               ***

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже.

(Ночь)

 

Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке, а также временных представлений и др.

                         ***

«Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт».

                 ***

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдёт искать.

                         ***

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Вслед за мною говори:

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и пятницу

Дрожки к дому катятся.

За субботой – воскресенье,

В этот день дают печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Всю считалку повтори.

  При обучении счету можно использовать такие пословицы, где встречаются числительные. Например

- Один в поле не воин.

- Два сапога - пара.

- Семеро одного не ждут.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

    Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:

- Январь - году начало, зиме - середина.

- Февраль воду подпустит, а март подберет.

- Ни в марте воды, ни в апреле травы.

- Месяц май - коню сена дай, а сам на печь полезай.

- Декабрь год кончает, зиму начинает.

 Таким образом, фольклор как средство обучения имеет ряд широких возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников

Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...

Применение фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...