Применение фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Бердюгина Елена Валентиновна

Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки, и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_folklornyh_form_pri_femp.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Елена Бердюгина

воспитатель

Применение фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика-один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребёнка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без устного народного творчества: потешек, считалок, загадок. Поэтому приобщение к математике через использование фольклора поможет ребёнку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки, и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчётом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные, временные). Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчёркивали огромные возможности фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы-это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это - явления и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

Загадка - «замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, даётся с цель испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке»:

1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок - тонкий,

Голосок звонкий. (Балалайка).

Один льёт, другой пьёт,

Третий зеленеет да растёт.

(Дождь, земля, растения).

2. Загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением величин, чисел:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик-в роднике,

А широкий-в море.

(Река)

3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

(День).

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

(Дни недели).

4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями:

Стоит копна посреди двора.

Спереди-вилы, сзади-метла.

(Корова).

5. Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов:

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми её, дружок,

И получится.

(Шар, круг).

Использование загадок на занятиях по математическому развитию способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации математических знаний, но и обогащению и активизации словаря.

Скороговорки также используются на занятиях по математическому развитию.

- Опять пять ребят-нашли у пенька пять опят.

- Шёл Ипат через пруд, зацепился за прут.

- Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.

Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом.

Поговорка - выражение, образное преимущественно высказывание.

Используются с целью закрепления математических представлений и развития речи:

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,

- Два сапога-пара;

- Обещанного три года ждут;

- Семь раз отмерь-один отрежь;

- Одно дерево срубишь-десять посади;

Интересные возможности представляет работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми для распределения ролей в игре.

Раз, два, три, четыре,

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.

Мир детства невозможно представить без сказки. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В процессе решения задач закрепляются навыки счёта, представления о форме, цвете, величине и др.

Я Колобок, Колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько раз Колобок смог уйти?

Сколько раз Колобок не смог уйти?

Сколько зверей встретил Колобок?

Дошкольный возраст-это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Устное народное творчество приносит радость приобщения к светлым мыслям, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке памяти и внимания. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как приём, побуждающий к приобретению знаний-при знакомстве с новым материалом ; как приём, обостряющий наблюдательность при закреплении определённого знания, правила; как игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Приложение

Формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием.

Содержание

1.Количество и счёт (стихи, потешки);

2.Количество и счёт (загадки);

3.Порядковый счёт;

4. Занимательные задачи;

5. Зарядка для пальчиков;

6. Физкультминутки;

7. Доскажи словечко;

8. Ориентировка во времени:

9. Считалки;

10. Пословицы и крылатые выражения;

11. Скороговорки.

  1. Количество и счёт (стихи и потешки)

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

На окно поставим,

Остывать оставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Всем по одному,

Лёшеньке – два…

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

У щенка четыре лапы,

Ровно две ноги у папы.

А у аиста видна

Почему-то лишь одна.

Наша мудрая сова

Любит игры с цифрой два.

Задаёт вопрос девчушке:

-Сколько ушек на макушке?

-Ушек два.

-А сколько глаз?

-У меня два и у вас.

Ручки две и ножки две,

Говорит она сове.

Три медведя утром сами

Собирались за грибами.

Первый – мишка косолапый,

Он – глава семьи, он – папа.

Мама рядышком идёт,

От него не отстаёт.

А за ними их сынишка,

Торопясь бежит вприпрыжку.

Есть четыре стороны –

Мы запомнить их должны:

Север, Юг, Восток и Запад.

Мне рассказывал мой папа,

Что на Севере – снега,

Злые вьюги и пурга.

Если жарко, зной и пальмы,

Птицы райские вокруг,

Догадаетесь и сами,

Что попали вы на Юг.

На востоке – принц в чалме

Гордо едет на слоне.

А на западе ковбои

Очень храбрые герои.

Шепчет ротик

-Эй, послушай, Что ты носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил.

Грустный носик отвечает:

-Разве ты не замечал,

Глазок двое,

Ушек двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

-Что ты, Носик,

Чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит двое тоже нас.

С. Капутикян

  1. Количество и счёт (загадки).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаёте? Это…

(цапля)

Танцует крошка, а всего одна ножка.  

(волчок, юла)

У кого одна нога, да и та без башмака.

(У гриба)

Плотник с острым долотом, строим дом с одним окном.

(Дятел)

Не живой я, а шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Экскаватор)

Зимой и летом одним цветом.

(Ёлка)

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

(берега)

Двое глядят да двое слушают.

(глаза и уши)

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

(ножницы)

Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом.

(солнце и луна)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час.

(стрелки часов)

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волос – тонкий, голос – звонкий.

(балалайка)

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,

Он по очереди ими сверху смотрит на меня.

(светофор)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз – погоди,

А зелёный – проходи.

(светофор)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп, да ложки.

(стол)

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в копытце.

(поросёнок) 

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

(пальцы в перчатках)

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят.

(пальцы в варежке)

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит, жужжит,

Упадёт, землю роет. (жук)

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

(дни недели)

Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун.

(корова)

Приказало Солнце: «Стой! Семицветный мост крутой».

(радуга)

Восемь ног,  как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шёлк!

(паук)

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники,

Целый десяток верных ребяток!

(пальцы)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(цифры)

  1. Порядковый счёт.

Первым я пришёл домой,

Брат пришёл домой за мной.

Если брат пришёл за мной,

Он не первый, он – второй.

В речку прыгнули подружки,

Три подружки-хохотушки.

Первой прыгнула Ирина,

Вслед за ней, второй – Марина,

Третьей – Таня поплыла,

Никого не догнала.

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.

  1. Занимательные задачи.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало?

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

У кошки – три котёнка;

Она мяучит громко.

В лукошко мы глядим:

А там ещё один.

Сколько котят у кошки?

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной   лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы  лягушек?

Восемь кубиков у Саши,

И ещё один у Паши.

Вы кубики эти

Сосчитайте, дети.

Я рисую Кошкин дом;

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки в домике у кошки.

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед, много это или нет?

Я нашёл в дупле у белки

Девять штук орешек мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать –

Поросят осталось…(пять)

Шесть щенят, плюс мама-лайка.

Сколько будет, посчитай-ка.

Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну, на картинку взгляни, поскорей:

Сколько овечек на травке теперь?

Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

И посчитать мы вас, очень попросим,

Сколько сосисок досталось нам?.. (восемь)

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

 М. Мышковская.

Десять детей в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает,

Сколько их теперь играет?

5.Зарядка для пальчиков.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять. Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются по столу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хотя не очень…чистые.

(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой  - делаем круговые движения кистями обеих рук).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук.

Вот твоё богатство , друг

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки.  На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

6.Физкультминутки.

«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клён.

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты – солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь, постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

«Со стульчиками»

Один, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись.

Девять, десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

«Ловкий Джек»

А вы знаете, что Джек – очень   ловкий человек?

Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.

Начинайте-ка считать:  раз, два, три, четыре, пять.

«Считалки с башмачком»

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)

Башмачок скакать учу!

Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)   

Заблудился башмачок.

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди )

А сынок – малютка просто! (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

«Считай и делай»

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Широко расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Доскажи словечко…

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все …(четыре).

С.Я. Маршак

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Вы садились сотни раз,

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …(стуле).

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два, облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик, бывший …(одуванчик)

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль,

А зовут меня …(рояль).

Я весёлый старичок,

Сделал мухам гамачок.

У меня есть восемь рук,

А зовут меня …(паук).

Идёт мама по дорожке.

Топ-топ-топ.

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын …(один)

8. Ориентировка во времени.  

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы).

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас:

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

«Бим-бом-бом, бим-бом-бом» (Будильник).

Мы ходим ночью,  ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам.

(А. Кондратьев)

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Чёрное поле белым стало,

А ещё похолодало.

Мёрзнет в поле оземь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины?

Разукрасила витрины? (Зима)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дни его всех дней короче,

Всех ночей короче ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт –

Мы встречаем Новый Год! (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён

,Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (Февраль)

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

В ночь мороз, с утра капель,

Значит на дворе… (апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай

Что за месяц это? (Май)

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)

9. Считалки.

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три – начинаешь ты!

Шли мышата по тропе,

Увидали сыр на пне.

Раз, два, три – поровну дели.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

Плыл у берега пескарик,

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Собрались мы поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячься лучше! Прячься глубже!

Ну а ты иди искать!

10. Пословицы и крылатые выражения.

Ноль.

- Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

- Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

- Один за всех, все за одного.

- Один в поле не воин.

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- От одного слова, да на век ссора.

- Один раз солгал, на век лгуном остался.

- Одной рукой и узла не завяжешь.

Два.

- Одна голова хорошо, а две лучше.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Старый друг лучше новых двух.

- Два сапога – пара.

Три.

- Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

- Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

Четыре.

- Без четырёх углов изба не рубится.

- Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

- Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

- Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

Семь.

- Семеро с ложкой – один с плошкой.

- За семью печатями. (Скрытое, недоступное пониманию).

- На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья).

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- У семи нянек дитя без глазу.

- Семь пятниц на неделе.

Восемь.

- Весна да осень – на дню погод восемь.

- Восьмое чудо света.

Девять.

- Девятый вал.  (Наивысший подъём, взлёт)

Десять.

- Дело десятое. (Не столь важное, несущественное).

- Не трусливого десятка. (Смелый человек).  

- Делу – время, потехе – час.

- Время не воробей: упустишь, не поймаешь.

- Всему своё время.

11. Скороговорки:

В один клин, Клим, колоти.

Возле грядки – две лопатки, Возле кадки –два ведра.

Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки: Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Всемеро саней

По семеро в сани уселись сами.

Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

Используемая литература:

1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2.. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение 1989 г.

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985

6. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». -Л. : 1990г. стр.47-62.

7. Федлер М. «Математика уже в детском саду». -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.

8. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр.157

9. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберагающих технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе ДОУ»

Доклад на райнонной конференции: "Преемственность формирования здорового образа жизни детей в системе ДОУ-начальная школа"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с применением ИКТ (интерактивной доски Mimio) для старшей группы (5 — 6 года).

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с применением ИКТ (интерактивной доски Mimio) для старшей группы (5 — 6 года).Тема: Осенний огород.Провела: воспитатель МБДОУ...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии ТРИЗ

Использование современных технологий( в часности ТРИЗ) для формирования математических способностей, развития логики, лидерских качеств)...

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

Применение ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Применение ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...