«Применение здоровьесберагающих технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе ДОУ»
статья (подготовительная группа) по теме

Потапова Надежда Александровна

Доклад на райнонной конференции: "Преемственность формирования здорового образа жизни детей в системе ДОУ-начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

«Примнение здоровьесберагающих технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе ДОУ»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.  

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

 В каждом возрастном периоде человека есть своя ведущая деятельность, с помощью которой он наилучшим образом усвоит те или иные навыки.  В дошкольном возрасте такой деятельностью является — игра. Именно в процессе игровой деятельности ребенок усваивает нормы поведения, взаимоотношений со сверстниками, активно развиваются все познавательные  функции (такие как воображение, внимание, мышление, память).

Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную деятельность «Познание» (непосредственная образовательная деятельность) в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Деятельность по ФЭМП у детей строится с учетом дидактических принципов: научности, системности, последовательности, доступности, интеграции, наглядности, и индивидуального подхода. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию, предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, использую ранее усвоенные знания и умения. В подготовительной к школе группе продолжает применяться образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение материала носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также осуществляется через игру. Например, использование сюрпризных моментов, создание игровых ситуаций, ввод игровых образов (персонажей).

Занятие по ФЭМП — занятие повторение. Цель: Закреплять умения детей знать счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать познавательные  (логические) и творческие способности, повторить понятие «четырехугольник», классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме, выполнять практические действия с ориентировкой в пространстве.

Т. к. современные дети имеют так называемое «клиповое» мышление (воспринимают больше образы яркие, короткий поток информации), педагоги учитывая стиль и особенность восприятия детей используют информационные технологии (интерактивные доски, столы и т. п.). В результате, у ребенка возрастает нагрузка на глаза . (*телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек). Поэтому, во время проведения учебных мероприятий нельзя забывать про гимнастику для глаз. Во время проведения занятия по ФЭМП гимнастика для глаз — это не только полезное упражнение, но и закрепление ориентировки в пространстве (право-лево, верх, низ).  

В подготовительной к школе группе длительность занятия составляет 30 минут. Однако не все дети могут спокойно сидеть в течение этого времени. У детей 6-7 лет утомляемость наступает уже через 12-15 минут. Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. И для того, чтобы обеспечить активную работу детей во время НОД используются элементы, позволяющие детям сменить позу, двигаться. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.

Однако, после физминуток, внимание детей не сразу сосредотачивается на необходимой деятельности. Можно использовать приемы для сосредоточения,  и контроля внимания. С этой задачей отлично помогает справиться пальчиковая гимнастика. Помимо этого движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают как первоначальные математические представления так и знания в других сферах (экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе).

Наше занятие по ФЭМП закончилось увлекательной игрой с геометрическими фигурами «Коллорама». В процессе этой игры были подведены итоги: куда мы сегодня отправлялись, что помогло отгадать шифры на картах, что нужно знать, чтобы путешествовать.

Таким образом, используя здоровьесберегающие технологии, при проведении занятий, и  ориентируясь на ведущий вид деятельности, мы можем говорить об успешном обучении ребенка, развитии у него интереса к дальнейшему познанию мира. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Тема: целое, часть.Цель: помочь детям прийти к пониманию того, что предмет можно рассматривать не только в целом, но и частями  и  последние  могут быть составными дру...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.   Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Весёлое путешествие"

Программное содержание:  - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях; - упражнять в порядковом и количественном счете; - закреплять представления о днях не...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...