Урок нравственности
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Веселовская Ирина Михайловна

В этой статье дана информация о нравственном воспитании детей,в семье,в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_nachinayutsya_v_seme.docx170.65 КБ

Предварительный просмотр:

                           «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НАЧИНАЮТСЯ В СЕМЬЕ».          

Семья – это слово родное!

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «. только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остаётся неразвитым на всю жизнь. »

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности и справедливости.

Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Отец и мать – это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за того, кого родили, перед самим собой, перед обществом, в котором их дети будут жить. Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Потому что в семье формируются главные нравственные устои человека. А что такое нравственность? Нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью. Ведь какими бы не были прекрасными наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей является мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости, мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто. Так считал Сухомлинский.

Давно известно: «Яблоко от яблони недалеко упадёт». Что видит ребёнок в семье, то он и всасывает в себя как «губка».

Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то

Мы должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Откройте двери в своё детство, вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви. Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребёнка. Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.

Я думаю, что многим родителям нужно знать, а может кому-то и вспомнить заповеди родителей.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребёнок твой: он Божий.

3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?

4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше чем тебе твоя…

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего - то сделать для своего ребёнка, мучь-если можешь и не делаешь.

8. Помни-для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего малыша любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок-это праздник, который пока с тобой.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Целью этой деятельности является повышение уровня педагогической культуры родителей. Одна из функций просвещения - информационная. Информация передаётся при непосредственном общении с родителями беседы, родительские собрания, консультации, выставки рисунков, поделок,  концерты для родителей, проектная деятельность.

Нравственность - это разум сердца

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Хорошо, когда  приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

 Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

 Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать  самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.

Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

 Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.

- Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» - и берет с собой сына.

-Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно  это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что - плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» - говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести.. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

 Дети это неотъемлемая часть нашей жизни.

                                                         

                                                   Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые уроки нравственности

Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще не доступно ребенку двух-трех лет. Если не начать говорить о воспитании нравственности, ког...

Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Уроки нравственности"

Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развит...

Первые уроки нравственности для детей раннего возраста.

. Если не начать говорить о воспитании нравственности. Когда ребенок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым....

Консультация для родителей " Уроки нравственности в семье".

Консультация для родителей " Уроки нравственности в семье"....

Консультация для родителей «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть,...

Первые уроки нравственности для детей раннего возраста

Первые уроки нравственности малыш должен получить в самом раннем возрасте, можно сказать с самого рождения, когда он начинает воспринимать, познавать и понимать окружающий мир. Каким ребёнок станет в ...

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...