Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
консультация на тему

Лускова Светлана Михайловна

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и дружеской беседы, цель которой – не навязывать детям ту или иную моральную ценность, а помочь им понять, что моральное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budushchee_chelovechestva.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Будущее человечества – мирное сосуществование разных стран и народов. Моральный и творческий потенциал, необходимый для создания гармоничного и миролюбивого общества, закладывается в детстве. Поэтому мы должны сосредоточить все свои усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливым в этом служении.

         Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и дружеской беседы, цель которой – не навязывать детям ту или иную моральную ценность, а помочь им понять, что моральное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

        Занятия в учебно-методическом пособии «50 уроков нравственности» по духовному и моральному воспитанию составлены из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, ситуации. Их можно использовать как самостоятельное фронтальное или подгрупповое занятие по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, художественной литературе. Или как часть занятия в виде беседы, психогимнастики, творческого задания, игры. Но, в общем-то, в нашей работе, на каждом шагу, при выполнении любого режимного момента мы должны воспитывать моральные и духовные качества ребенка. И в разных ситуациях, конечно же, мы используем разные приемы воспитания и обучения.

          По воспитанию бережливости можно использовать игру «Фея Бережливости»: разделить детей на группы, раздать им игрушки. Некоторые игрушки могут быть в хорошем состоянии, некоторые – поломанные. Каждой группе детей от имени своих игрушек надо рассказать о том, как им живется. Потом попросить детей представить, что к ним в гости пришла Фея Бережливости и дала им несколько советов, как научиться беречь игрушки. Дети рассказывают о том, как Фея помогла игрушкам, которых не берегли, научила их маленьких хозяев беречь игрушки. Если дети не могут сами придумать, как помочь тем или иным игрушкам, воспитатель от имени Феи Бережливости советует им, как поступить.

        Можно предложить детям нарисовать несколько вещей, которые им особенно дороги, подумать над тем, что необходимо сделать, чтобы эти вещи прослужили как можно дольше. Провести с детьми беседу, обсуждая содержание поговорки о бережливости: «Жизнь не мука, если бережливость наука».

        По воспитанию чувства благодарности можно использовать игру «Птица Благодарности»: воспитатель предлагает детям представить, что к ним прилетела Птица Благодарности. Она влетает в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-то своих родителей, друзей или знакомых, и напоминает непомнящим об этом. Воспитатель просит детей представить, что Птица Благодарности влетела к ним в окно, и вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и, подумав, сказать им «спасибо».

      Можно прочитать детям поговорку «Благодарностью сердце украшается», разделить детей на группы и попросить их нарисовать контуры сердца, а в середине изобразить все, про что их сердца вспоминают с благодарностью.

      Также используется домашнее задание: воспитатель просит детей посчитать, сколько раз за день они благодарят кого-то, а сколько раз благодарят их. Потом воспитатель предлагает детям на протяжении нескольких дней как можно чаще говорить людям «спасибо». Поговорите с детьми о том, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это домашнее задание.

        По воспитанию чувства бескорыстности можно использовать игру «Подумаем о доброте»: дети встают в круг, каждому из них воспитатель бросает мяч; тот, кто ловит мяч, называет какого-нибудь доброго человека и поясняет, в чем выражается его доброта. Когда все дети расскажут про тех или иных добрых людей, воспитатель просит кого-нибудь из ребят перечислить всех, о ком рассказали его друзья.

            Также можно прочитать детям пословицы «Добрый человек всегда найдет добрых людей», «Добро - не зло, ходит тихо». Воспитатель просит детей представить себе, что к ним в дом тихими шагами вошла невидимая Фея Доброты. Предложите детям описать ее голос, походку, а потом нарисовать ее глаза и улыбку.

       Для воспитания и развития чувства вежливости можно использовать игру «Школа Вежливости»: все дети становятся в волшебный круг Вежливости. Один ребенок произносит какое-нибудь вежливое слово своему соседу. То, в свою очередь, повторяет это слово и дополняет своим. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и дополняет их своим и т.д. Потом воспитатель просит детей представить себе, что их слова ожили и рассказали им волшебные приключения из своей жизни. Воспитатель делит детей на группы и предлагает им выбрать какое-нибудь вежливое слово и рассказать случай из своей жизни, связанный с этим словом.

        Также можно прочитать поговорки «Ласковые слова дают добрых друзей, а острые слова – завзятых врагов», «Ласковые слова, что весенний день», «Не будь заметный, а будь приветливый». Воспитатель делит детей на пары, раздает им карточки с заданием составить небольшие сценки – диалоги между приветливым учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и пациентом, бабушкой и внуком.

         Также  можно предложить детям нарисовать вежливого человека – с чем его можно сравнить? (например, с солнышком, потому что оно каждое утро ласково приветствует всех).

         Есть еще замечательная игра «Азбука красивых слов». Воспитатель предлагает детям назвать на каждую букву алфавита те слова, обозначающие качества человека, которые помогают всем людям на земле жить дружно, например: А – аккуратный, Б – благородный, В – вежливый, воспитанный. (Героический, добрый, жизнерадостный, интеллигентный, красивый, кроткий, ласковый, милосердный, нежный, оптимистичный, прекрасный, радостный, элегантный и т.д.).

          Игра «Палочка – выручалочка» поможет в воспитании чувства взаимопомощи, взаимовыручки: детей разделить на группы; один ребенок (или воспитатель) – ведущий, ему дают красивую палочку – выручалочку. Дети одной группы должны вспомнить или придумать ситуацию, когда им необходима помощь (плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новой игрушки). После этого дети говорят ведущему: «Палочка – выручалочка, помоги нам». Ведущий подходит к ним, они рассказывают ему о своей проблеме. Потом ведущий обходит другие   группы, дотрагивается до них палочкой – выручалочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.

        Предложите детям нарисовать рисунок на тему «Сильные и слабые»: как сильные обитатели леса помогают слабым, а слабые – сильным (например, дятел помогает деревьям, которые намного больше и сильнее его, а деревья помогают насекомым, прикрывая их на зиму своею корой). Или нарисовать рубашку (платье – для девочки) Помощи. Это – волшебная рубашка. Предложите детям рассказать, кому и как они помогут, когда будут одеты в эту рубашку (платье).

       Чувство любви и дружелюбия  ко всему окружающему поможет воспитать игра «Фея Любви». Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель просит детей вспомнить все, что они любят больше всего на свете, а потом дает кому-нибудь из ребят волшебный Цветок Любви и просит рассказать о том, что он вспомнил. Потом Цветок Любви передают дальше по кругу, и каждый рассказывает о том, что он любит больше всего на свете.

       Предложите детям представить, что их рассказы услышала Фея Любви и решила посетить эту группу. Детям надо встретить Фею Любви какими-нибудь подарками. Дети делятся на пары и придумывают, что именно подарят Фее Любви. Можно им предложить:

  - сказать языком любви несколько слов;

  - описать голос любви, спеть какую-нибудь песенку;

 - посмотреть друг на друга или вокруг себя глазами любви и рассказать, что        увидели;

 - улыбнуться, обнять друг друга.

        Прочитайте детям пословицы: «Любовь нельзя  ни купить, ни продать», «Любовь, как кольцо, не имеет конца», «Что из сердца выходит, то и до сердца доходит».

        Попросите детей перечислить черты характера, которые укрепляют любовь (доброта, уважение, терпение). Потом дети обдумывают, каким цветом изобразить те или иные названные черты характера. После этого дети рисуют волшебный дом для Феи Любви из разноцветных кирпичиков – черт характера. Из детских рисунков можно организовать выставку «Город Любви».

       Чувство  правдивости поможет воспитать игра «Честное сердце»: дети встают в круг и получают от воспитателя по цветному фломастеру. Воспитатель дает одному из детей вырезанное из картона Честное сердце, поделенное на клеточки по количеству детей. То, кто получил Честное сердце, рассказывает про свой честный поступок, а потом закрашивает одну клеточку фломастером. Потом Честное сердце передают дальше по кругу. В результате игры в группе появляется разноцветное Честное сердце.

       Также можно попросить детей нарисовать Солнышко Правдивости (только без лучиков). Каждый раз, как ребятам захочется кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своем Солнышке и стараться поступать честно, а потом дорисовать Солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети подсчитывают, сколько раз Солнышко Правдивости помогло им быть честными.

         Научить сочувствовать  и  сопереживать окружающим людям поможет игра «Добрый лесник». Дети представляют себя разными лесными жителями. Один ребенок – Лесник. Каждый ребенок по очереди называет себя и просит Лесника помочь ему в той или иной ситуации («Утешь меня, Лесник, мои веточки сломаны» и т.п.). Лесник подходит к ребенку – «дереву» и жестами показывает, как он ему поможет. Другие ребята стараются угадать, что Лесник сделал для дерева.

         Можно использовать творческие задания по содержанию пословиц: «Если бы один другому не помогал, то и мир бы пропал», «Вдвоем и плакать легче», «Сердце – не камень, человек жалостью живет». Дети встают в круг. Выбирают Фею Сочувствия и Сопереживания. С чашечкою воды в руках она обходит всех детей и брызгает на них – дарит всем слезы сочувствия. Потом дети по очереди рассказывают Фее, кому они помогут (выручат из беды, посоветуют, посочувствуют в тяжелую минуту).  Побеседуйте с детьми о том, что можно подарить страждущему человеку.

         Интересные темы для рисования помогут воспитать трудолюбие в детях. Например, тема «Труд  сдруживает людей». Воспитатель делит детей  на группы и предлагает  нарисовать такие эпизоды из жизни, когда совместный труд помогает всех сдружить в семье, детском саду, с соседями и т.п. Еще интересная тема – «Строим дом». Раздайте детям карточки с изображением разных животных и попросите их нарисовать домик для лесных зверей. Предупредите детей о том, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Потом по этим рисункам дети отгадывают, для кого построен тот или иной домик.

            Творческое задание «Маленькое дело»: прочитайте детям пословицы: «Тяжело тому жить, кто не хочет трудиться», «Сегодняшнюю работу на завтра не откладывай». Предложите детям рассказать про маленькие дела, которые им пришлось выполнить в течение дня. Потом дети вспоминают какое-нибудь маленькое дело, что принесло пользу очень многим людям (например, я нашёл на нашей площадке осколок стекла и не поленился поднять его и выбросить; теперь другие ребята не порежутся об него).

         Умение жить без ссор и обид  поможет воспитать и развить игра «Как появилась молва» (наподобие «Испорченного телефона»): дети встают в круг; один ребёнок нашёптывает что-нибудь на ухо своему соседу; то передаёт следующему ребёнку услышанное. Последний ребёнок в круге вслух проговаривает услышанное. Если сказанное им совпадает с тем, что сказал первый ребёнок, то воспитатель говорит: «На земле не появилась новая молва». Если же не совпадает с первым вариантом, то можно сказать, что «на земле появилась новая молва». Сделайте с детьми вывод: если человек хочет составить своё мнение о том или ином предмете, событии, факте, он должен сам получить всю необходимую информацию исключительно из первоисточника.

Еще одна интересная игра – «Правильная мысль». Воспитатель приносит детям большую мягкую игрушку необычной формы, спрятанную в большом пакете. Группе детей завязывают глаза и просят на ощупь определить, что это за игрушка-зверюшка. При этом – одному ребенку дают дотронуться только до носа игрушки, второму – только до уха, третьему только до хвоста, четвертому – только до лап. Остальные дети – зрители. Их задача своими неправильными подсказками сбить с толку тех, кто отгадывает. Когда ребята назовут игрушку-зверюшку, им развязывают глаза и показывают игрушку. Потом воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что не узнав о том или ином предмете как можно больше или слушая только мнения других людей, нельзя составить об этом предмете правильного мнения.

Есть интересное творческое задание «Настойчивые герои». Разделите детей на группы и раздайте им картинки с сюжетами известных сказок (например «Стойкий оловянный солдатик», «Иван-царевич», «Гадкий утенок», «Золушка», «Три  поросёнка») Дети расскажут вам, как настойчивость помогла героям сказок достичь своей цели.

Большую роль в духовном и моральном воспитании детей играет сказка и беседа по ней. Это и народные сказки, и авторские. Большой выбор этических сказок у Сухомлинского, Ушинского, В.Осеевой («Волшебное слово», «Печенье», «Синие листья»), Л. Толстого («Рассказы для маленьких детей»), Н.Носова («Тук-тук-тук», «Фантазеры», «Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»), совершенно замечательные эпизоды для обсуждения и бесед в повести А.Линдгрен  «Малыш и Карлсон».

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Из опыта работы по духовно - нравственному воспитанию: "Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским".

1.Беседа о перелетных птицах нашего края «Наши друзья – птицы»2.Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским.3. ХТД. Оригами « Ласточка»...

Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»

В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...