Обобщение опыта работы по духовно- нравственному воспитанию
материал (старшая группа) по теме

Коннова Наталья Михайловна

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы  воспитателя логопедической группы

Конновой Натальи Михайловны

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»

1. Информация об опыте.

    Хочется начать свою работу со слов Серафима Роуза: «Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».

   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно(психически) и духовно здорового человека.

    Прежде чем приступить к работе по духовно-нравственному воспитанию я в 2011 году прошла краткосрочное обучение в  Институте дополнительного   профессионального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» по программе повышения квалификации «История мировых религий и основы православной культуры».

   Принимала участие в региональной научно - практической конференции «Преподавание православной культуры и духовно - нравственное воспитание в школе».

   Участвовала в районном фестивале национальных культур «Балашов - наш дом родной».

   Выступила на Интернет – конференции «Инновационные технологии в практике образования» с докладом на тему «Из опыта работы кружка по духовно- нравственному воспитанию «Истоки» в старшей группе».

    Приняла участие во втором районном научно - методическом семинаре преподавателей основ православной культуры «Дни святые Рождества».

    Разработала рабочую программу кружка по духовно-нравственному воспитанию «Истоки»  с детьми старшей группы.

    На базе детского сада «Ивушка» был организован открытый просмотр кружка «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Дари тепло своей души».

2. Актуальность опыта.

    Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

    Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

3. Ведущая педагогическая идея.

 Одним из направлений  работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Мною была разработана парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется  на занятиях кружка с детьми 5 – 6 летнего возраста. Кружок называется «Истоки».

   При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения» .

  Поэтому главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.

  По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.

  Программа построена в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.

4.Задачи данной работы.

  Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

 -формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

 -возражать православные народные традиции;

 -знакомить с историей православия;

 -помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;

 -знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

 -повышать познавательную активность;

 -воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

 Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающим личность.

5.Теоретическая база опыта.

   В программу включены  следующие разделы:

       1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.

   В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.

      2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.

   

    Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа

     3. Знакомство детей с русским народным костюмом.  

   

     Воспитательное значение при этом имеют его характерные особенности, необычайный колорит, который за частую приравнивается к произведениям искусства;

 4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью.

  Все это  тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.

 5. Праздники и развлечения.

      Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.

 6.  Народные подвижные и хороводные игры.

    Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.

  Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы по духовно – нравственному воспитанию.

  Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

    Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.

 Наглядные методы:

 • Чтения рассказов

 • Экскурсий в музеи

• Наблюдений

• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов

 • Экскурсий

 Словесные методы:

 • Чтения литературных произведений

 • Чтения стихотворений детьми, воспитателем

• Бесед, обобщающих рассказов

 • Загадывание загадок

• Рассматривание наглядного материала

• Разбора житейских ситуаций

• Проведение викторин, досугов

 Практические методы:

 • Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)

 • Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей

 Формы работы с детьми:

 • Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания

 • Все виды художественно творческой деятельности детей

 • Проведение совместных праздников

• Экскурсий, целевых прогулок

• Организация выставок

 • Творческие вечера

 Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:

 1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)

 2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)

 3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)

 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

 Особое внимание уделяю работе с родителями:

 Апробированы следующие формы работы с родителями:

 • Родительские собрания на духовно-нравственные темы

 • Лектории

 • Открытые показы воспитательно-образовательного процесса

 • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

 • Индивидуальные консультации

 • Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы

 • Индивидуальная работа с детьми

• Совместные праздники

    Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», убедилась, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

    В настоящее время продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.

    В своей работе,  также использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11, 12 –97год., №1, 2, 3, -98 год, Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир - прекрасное творенье», и программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л.Князева и М.Д. Маханева. Они дополняют и обогащают мою программу, прежде всего практическим материалом и отвечают идейной направленности.

6.Результаты опыта.

    Два раза в год провожу диагностику усвоения детьми знаний о истории и культуре русского народа

  Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

  Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё  работу словами Н. И. Пирогова:

  «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.

  Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Из опыта работы по духовно - нравственному воспитанию: "Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским".

1.Беседа о перелетных птицах нашего края «Наши друзья – птицы»2.Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским.3. ХТД. Оригами « Ласточка»...

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...

Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Данное обощение  предназначено воспитателям для работы  по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре....

Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...