статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
статья на тему

Лошкарева Светлана Прокофьевна

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. В настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания кажется нам особенно актуальным. Обращение к духовно-нравственным традициям воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

         В нашем поселке родители, в силу своей занятости, с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому  именно мы, воспитатели, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

         Семь лет назад, на одном из педагогических советов мы подняли вопрос о том, почему наши дети растут черствыми, бездушными?  Почему дорогие нашему сердцу сказки почти не интересны нашим детям? На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Мы пришли к выводу, что нужно искать новые пути воспитания у детей нравственности. Было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

       Для того,  чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм.

     Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания нам были необходимы определённые условия:

  1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
  2. Обеспечение программно-методической и художественной литературой;
  3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Ничего из вышесказанного у нас не было.

       Для начала мы создали в каждой группе  предметно- развивающую среду,  соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В каждой группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для  инсценировок сказок, кукольные театры.  

        Затем, с помощью всех сотрудников детского сада,  начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.  В свободном помещении детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. В «избе» появились: божница,  расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда.

    Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься поисками нужной литературы.

     В то время в нашем поселке строился Храм, а в помещении детского сада находилась домовая Церковь. Наши дети, вместе с воспитателями, посещали её, беседовали со священником,  получали в подарок именные иконки. Также Отец Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках.

     Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой,  мы сразу взяли её на вооружение. Для своей программы  авторами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

        Мы составили перспективный и календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп, начиная с ясельной. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки русские народные песенки, потешки, сказки.    Работу мы проводим на занятиях и в повседневной жизни.

Педагоги на таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица»,  «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.

        Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со старшей группы мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны. Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении.

        По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы работаем и по сей день. Но время идет вперед, в нашем поселке построили Православный Храм, и освободилась бывшая домовая Церковь. Её убранство, иконы, роспись на стенах, вызывают священный трепет у каждого, кто туда заходит. У нас появилась мечта: оборудовать в ней помещение для занятий и бесед с детьми, для встреч со священником. Также у нас возникла идея проведения православных праздников: Рождества, Благовещения, Пасхи и Троицы. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили такие праздники, но они давались детям, как народные и никак не связывались с Православием. Мы решили попробовать провести праздник Пасхи, используя  духовные традиции Православия и элементы народных традиций.

           Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание.

           Вместе с музыкальным руководителем Фроловой Еленой Викторовной мы составили конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи. Елена Викторовна составляла композиции танцев, переделывала слова песен. Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении, готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти? Мы обращались к священникам – отцу Ярославу и   отцу Виктору, которые помогали нам советами. На наш праздник мы пригласили родителей, а также коллег – музыкальных руководителей и воспитателей районных детских садов, чтобы поделиться опытом работы.

        Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события,  рассказывают в семье о своих впечатлениях.

        Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам  загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

      Недавно мы приобрели Программу «Основы православной культуры в детском саду» под редакцией Л.П.Гладких, архимандрита Зиновия, В.М.Меньшикова.  С её помощью мы надеемся:

* ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;

*содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям; способности к сопереживанию;

 *воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре;

*учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;

*воспитывать бескорыстие, взаимопомощь,  дружелюбие, желание жить по совести;

*воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда.

            Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций  в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детей, и потому в нашу задачу входит познакомить их (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы  духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкальные  вечера.

         Анализируя работу за семилетний  период, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги.

          Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они  нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике.

Многим родителям просто неизвестно, что именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

          Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

 То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее,  не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

          Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

         В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.

Для этого необходимо совершенствовать профессиональный  рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию в МГОГИ.

         Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

                        МДОУ ЦРР детский сад № 59 «Ёлочка»

Семинар

по духовно-нравственному воспитанию в МГОГИ

Доклад из опыта работы

старшего воспитателя МДОУ ЦРР

детского сада № 59 «Ёлочка» Лошкарёвой С.П.

3 ноября 2011 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по духовно - нравственному воспитанию: "Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским".

1.Беседа о перелетных птицах нашего края «Наши друзья – птицы»2.Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским.3. ХТД. Оригами « Ласточка»...

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...

Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Данное обощение  предназначено воспитателям для работы  по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре....

Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника".

Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника"....