Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
статья (подготовительная группа)

Антонова Елена Владимировна

Данное обощение  предназначено воспитателям для работы  по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» Тверская обл. г. Осташков

 

                    Обобщение опыта работы

по духовно – нравственному  воспитанию дошкольников

                                     

                                                                     

                                                                     

                                                                      Воспитатель высшей категории:

                                                                     Антонова Елена Владимировна

                                           2020г.

                                               

        "Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка" Н. Д. Бартрам

     Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят  вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

     Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспитании дошкольников. Особое значение имеет народная кукла.

     Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти  куклы  довольно часто носились как талисманы. 

       Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. У покупной куклы уже есть выражение лица и характер, и его трудно изменить. Она не кажется живым существом, потому что не смеется и не плачет, а только улыбается. Нейтральное выражение лица самодельной куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.

     Я  решила помочь своим воспитанникам с помощью  мини-музея «Куклы наших бабушек»  расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

        Работу по организации музея я начала с изготовления народных  кукол, они были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, «Зайчик на пальчик»; обрядовые куклы: «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница»;
       Особое внимание я уделяла укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью я использовала, как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных календарных праздников «Осенины», «Рождественские посиделки»; просмотр открытых занятий «Кукла - кувадка», «Зайчик на пальчик», так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы «Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии  в музеи народных мастеров с использованием Интернет- ресурсов, создание мини-музея.
       Для решения поставленных задач использовала необходимую литературу. Немаловажным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы, я считаю сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен. Вся работа мною велась в соответствии с народным календарем, а так же в соответствии с проводимыми мероприятиями в детском саду. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа.
    С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними. Использование натуральных материалов очень существенно для развития здорового ребенка. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое.

      Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно, чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.  

        Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребенка. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца... Обычно узелковые куколки делаются «без лица» — малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

    Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные технологии, такие, как технология проектной деятельности, информационно-коммуникативная технология, технология ТРИЗ, личностно-ориентируемая технология и многие другие. Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делали куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинам.

     Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается мелкая моторика рук. Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.    

      Результатом нашей совместной работы с детьми и родителями стал, созданный  замечательный мини-музей «Куклы наших бабушек». Игрушка, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. В период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности.

     Таким  образом,  сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей.  Помог обогатить духовный мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.

Список используемой литературы:

Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство- Пресс, 2000.

Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010.

Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.

Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011.

Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обобщение опыта работы: развитие эмоционального мира дошкольников"

Данная презентация является обобщением опыта работы педагога-психолга по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе"....

Обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами тестопластики"

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста при использовании тестопластики...

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...